ул. Всехсвятская (Дерендяева)

0

Всехсвятская улица впервые появляется на плане города Вятки в 1784 г. Как и другие улицы, протянувшиеся с севера на юг, она первоначально была ограничена пределами старого города и располагалась между улицами Острожной (современная МОПРа) и Орловской. В 1812 г. улица была продолжена на юг до реки Хлыновки и на север до улицы Морозовской (современная Розы Люксембург). Так Всехсвятская улица соединила два городских кладбища — Ахтырское (территория областной больницы) и Богословское (территория ОДНТ и средней школы №48). Ещё раньше, в первой половине XVIII века, на месте Богословскоего кладбища существовал мужской монастырь с каменной церковью во имя святого апостола Иоанна Богослова, упразднённый вместе с другими «заштатными» монастырями после 1764 г.

Между тем, история Всехсвятской улицы началась значительно раньше — ещё в середине XVII века — когда в 150-200 саженях за Московскими воротами поселились несколько посадских семей. Из-за высокой плотности деревянной застройки в посаде постоянно возникали пожары, несколько раз Хлынов сгорал до последнего дома, заставляя горожан каждый раз начинать жизнь «с чистого листа». Именно этого и хотели избежать новые жители слободки, которая получила название Всехсвятской — по имени деревянной церкви во имя Всех Святых. Год её постройки неизвестен. Поставлена она была на красивом и возвышенном месте — на самом въезде в город с главного Московского тракта — там, где сегодня пересекаются улицы Московская и Дерендяева, перед зданием Правительства Кировской области.

Можно только представить себе, как радовались Всехсвятской церкви путешествующие по Московскому тракту, преодолев сотни вёрст по непроходимым вятским лесам, полным не только диких зверей, но и разбойного люда. Стоит ли говорить о том, что каждая такая поездка могла стать последней? Конечно, люди тогда не были такими робкими, как мы. И всё же в путь без молитвы не отправлялись, а отправившись, не раз поминали и святого Николу угодника, и других вятских, московских, вологодских, костромских, рязанских и других святых — всех, кого знали и почитали в родной стороне. И каждому из них могли во Всехсвятском храме помолиться и поставить свечку.

После пожара 1700 г., уничтожившего деревянные укрепления Хлынова, город шагнул ещё дальше на запад. Население Всехсвятской слободки увеличилось. В 1723 г. на месте старой деревянной Всехсвятской церкви жители одноимённой слободки поставили новый каменный храм. Необычность его состояла в том, что главный объем здания был «восьмериком от земли»: так обычно строили только деревянные церкви. Сегодня в городе сохранился только один подобный храм — Иоанна Предтечи — построенный на 9 лет раньше каменной Всехсвятской церкви. Около 1768 г. с северной стороны Всехсвятского храма устроили тёплый придел с престолом во имя святого праведного Артемия Веркольского — благочестивого юноши, погибшего в поле от удара молнии и после смерти прославившегося многими чудесами. Почему именно этот святой был выбран прихожанами — загадка. Может быть, причиной тому была чья-то личная драма, потеря сына или внука, погибшего подобным же образом?

В 1780-1785 гг. Всехсвятская церковь была ещё раз перестроена. По времени эти работы совпали с учреждением Вятского наместничества и составлением нового регулярного плана города. Московская башня Хлыновского посада к этому времени уже была разобрана, поэтому именно Всехсвятская церковь стала главным ориентиром для авторов плана губернской Вятки, расположившим все городские улицы относительно воображаемой оси, образованной на востоке Свято-Троицким кафедральным собором, на западе — Всехсвятской церковью. Такая планировка центральной части города сохраняется и поныне. В течение всего XIX и первой трети XX века Всехсвятская церковь встречала на въезде в город всех гостей, прибывающих с главного Московского направления: наследника Российского престола цесаревича Александра, вятских губернаторов и архиереев, ссыльных писателей М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.И. Герцена, архитектора А.Л. Витберга и других. Провожала из города братьев Васнецовых, В.М. Бехтерева, А. Грина, К.Э. Циолковского. Трудно поверить, чтобы, отправляясь в дальний путь, они не зашли под её своды с молитвой и думой о Вятке.

В начале XX века прихожане ещё раз обновили свой храм: в нём появился придел в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», вознеслась в небо новая колокольня. Именно таким мы можем видеть храм сегодня. К сожалению, только на старых фотографиях: после последней перестройки он простоял всего четверть века. В 1932 г. Всехсвятская церковь была закрыта и вскоре разобрана. Никакой острой необходимости в этом не было: церковное место ещё долгие годы пустовало. Была другая «необходимость»: в стране набирал темпы культ личности Сталина, в результате которого у советского народа должен был остаться лишь один «святой». Поверить в это предстояло прежде всего молодым. А значит, ничто не должно было напоминать им о подлинной святости, и прежде всего — православные храмы. Неслучайно по времени развитие культа личности совпало с новой «безбожной пятилеткой», объявленной Сталиным в 1931 году.

Пройдёт совсем немного времени, и именами героев из сталинских «святцев» (Кирова, Калинина, Фрунзе, Орджоникидзе и др.) назовут множество городов по всей стране, в том числе и наш родной город. Не избежала этой участи и улица Всехсвятская, которая с 1918 г. стала носить имя Дерендяева. Желая узнать что-то об этом человеке, автор обратился к «Энциклопедии земли Вятской», но в VI томе «Знатные люди» не нашёл упоминания о нём. Но кем бы и каким был ни был этот человек, ему своим достоинством не превзойти подлинных святых мучеников, святителей, преподобных, благоверных, страстотерпцев, апостолов Христовых, которым наши предки посвятили Всехсвятскую церковь и ведущую к ней улицу.

Священник Александр Балыбердин, кандидат исторических наук

Всехсвятская (Всесвятская) улица в 1918 году была переименована в улицу Дерендяева. Дерендяев — мифическая личность, якобы сосланный в Вятку из Петербурга рабочий-революционер, якобы казненный жандармами в 1908 году в лесу за рекой Люльченкой. Документального подтверждения факту казни не существует. На самом деле в Вятке жили два брата Дерендяева, ученики Александровского реального училища, вступившие в 1905 году в партию эсеров и 18 декабря 1905 года арестованные после перестрелки в доме на Кикиморской улице. В 1906 году оба получили тюремные сроки. Всехсвятской улица называлась по имени церкви Всех Святых и одноименной слободки. Достопримечательностью улицы в наши дни является здание Александровского костела (концертного зала областной филармонии).

https://tornado-84.livejournal.com

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.