Слободской спуск

0

Раздерихинский (Слободской) спуск — короткая и без домов улица, что проходит по дну одноименного вятского оврага и ведет от бывшей речной пристани в город. По этой дороге в ХIХ веке ломовые извозчики на телегах поднимали наверх, к купеческим лабазам сотни и тысячи пудов доставляемого в Вятку речным транспортом товара. Этим же путем попадали в город и те его гости или жители, кто прибывал сюда на пассажирских пароходах или на пароме с другого берега реки. В ХХ веке телеги ломовиков потихоньку сменились грузовиками, а коляски извозчиков — такси и автобусами. В 1836-39 гг. на Раздерихинском спуске силами местного воинского гарнизона были проведены работы по сглаживанию уклона, проект работ составил архитектор Тимофеев. В 1857 году городская дума решила замостить Раздерихинский спуск — но не камнем, а деревом. Это была последняя в городе устроенная по средневековому образцу деревянная мостовая (вымощенная пластинами, т.е. половинами распиленного или расколотого вдоль бревна). Правда, в 1920-е в Вятке был устроен эксперимент по мощению нескольких улиц деревянными чурбаками (обрубками, короткими бревнами — в вертикальном положении). К 1890 году деревянная мостовая сгнила, и спуск шоссировали (выровняли, засыпав песком с галькой); асфальт на спуске появился лишь в 1950-е годы.

Официальное название улицы в наши дни — Слободской спуск (список улиц Кирова — Википедия). Вполне уместное название, если вспомнить о том, что раньше это была дорога к парому, а за рекой начинался Слободской (или Пермский) тракт (дорога в город Слободской и далее — в Пермь). До постройки Старого моста через Вятку, Слободской тракт проходил южнее (План города Вятки, 1928 г. 1:39000 | Родная Вятка). Сегодня остаток того старого тракта — Пермская улица в слободе Дымково. А при подходе к платному пляжу можно увидеть и остаток старого моста через речку Сандаловку.

 Сегодня от старой пристани остались лишь каменные постройки на берегу. Когда-то оживленная дорога ведет теперь к ресторану, где вдали от жилых домов можно шумно веселиться далеко за полночь. Редко по Раздерихинскому спуску проедет легковой автомобиль или пройдет кто-то из пешеходов. Провода и светильники с опор уличного освещения давно сняты. P.S. Недавно освещение исправили!

 Судоходство на обмелевшей и своенравной, изобилующей перекатами реке Вятке давно стало нерентабельным. А когда-то для дальней поездки или доставки грузов из других городов речной путь был самым дешевым и удобным; даже после того, как  в наших краях появилась железная дорога, речной транспорт довольно долго и успешно с ней конкурировал.

По Раздерихинскому спуску в прежние времена проходил и Великорецкий крестный ход. Проводить в село Великорецкое икону святителя Николая выходил весь город. Склоны оврага были облеплены массой народа: здесь толпились и богомольцы со всех концов губернии, и просто зрители (из господ), пришедшие поглядеть на праздничное церковное шествие.

  В давние времена Раздерихинский овраг был северной границей Хлыновского посада. Да и затем, когда воинственный Хлынов превратился в тихую провинциальную Вятку, территория за оврагом застраивались медленней, чем места на запад и юг от кремля. В начале ХIХ века за оврагом, на северной окраине города, была выстроена городская тюрьма. А церковь в северных прибрежных кварталах (Феодоровская) была сооружена только перед самой революцией.

Название оврага проще всего вывести из преданий о средневековой битве жителей Хлынова и Великого Устюга. Сражение в овраге по легенде было «раздерихою» (раздором), дракой «своих со своими». Этнограф Д.Зеленин писал в 1904 году, что название горы и оврага жители объясняют раздерихой, случившейся здесь между устюжанами и вятчанами. На проектном плане города, утвержденном в 1784 году Екатериной II, одна из продольных вятских улиц, начинающаяся от северного берега оврага, названа Раздерихинской (сейчас это улица Труда).

Интересная версия названия оврага приведена в книге краеведа А.Г.Тинского «Вятская мозаика» (глава «Раздериха?»). Дело в том, что в старину вятчане часто говорили и писали «Здерихинская улица», «Здерихинский овраг». А на плане города 1759 года овраг и вовсе наименован «Вздерихинским» («Болше Вздериха Врагъ»). Интересно: у оврага раньше было небольшое ответвление на северо-запад («Мало Вздериха Врагъ»), которое сейчас совсем незаметно.

Вернемся, однако к «Вздерихе». Топографы в старину следили за правильностью названий очень строго. Если возникало малейшее сомнение, они опрашивали старожилов. На картах указывалось только то название, которое подтверждалось документами или многочисленными свидетельствами жителей. Стало быть, ошибки тут быть не может, овраг назван «Вздерихою» правильно.

По словарю Даля «вздираться» означает «взбираться, влезать с трудом по неудобному месту». Словарь русского языка ХVIII века приводит такое же определение: «взодраться, вздираться — с трудом, с усилием подняться вверх» (пример: «Взодраться на вершину горы»). Когда в 1830-е годы выравнивали дно оврага, чтобы проложить ровную дорогу, на крутом повороте землекопы сняли до трех метров глины. Герцен так вспоминал о своем прибытии в Вятку в 1835 году: «Паром остановили, коляску заложили, и я въехал в Богом хранимый град Малинов, шагом тащась в гору по глинистой земле…»

В наши дни склоны Раздерихинского оврага причислены к территории Александровского сада. Через овраг в 1980-е гг. выстроен пешеходный мост, соединивший две половины Набережной Грина.

В воспоминаниях И.К. Громозовой приводится и другое название Раздерихинского спуска, тоже бытовавшее у вятчан, — Казанский — по имени улицы, от которой он начинается. Однако на открытках начала ХХ века спуск везде назван именно Раздерихинским. Надпись на одной гласит: «Казанская улица против раздерихинского спуска к реке». Почему-то мне кажется, что маленькая буква — это не опечатка, хотя вроде бы и по старым правилам все топонимы следовало писать с заглавной.

Вятка. Раздерихинский спуск. http://tornado-84.livejournal.com

 

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.