Воскресенский собор

Воскресенский храм каменный, в форме четверика, с четырёхскатной крышей и пятью каменными декоративными барабанами. Декор стен и окон характерен для переходного периода конца XVII — начала XVIII века. На северном и западном фасадах в 1920-е годы ещё сохранялись изразцы, заполнявшие ширинки. Храм бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Трёхчастный алтарь отделён каменной перегородкой и перекрыт коробовым сводом с распалубками.

Постройка здания начата по храмозданной грамоте архиепископа Ионы 1695 года: «…в том же граде Хлынове построить новую каменную церковь во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Известная уже на Вятке артель хлыновских мастеров Ивана Ивановича Никонова выстроила холодный храм к концу 1700 года. Работы по его обустройству, расширению, совершенствованию, однако, продолжались. В 1725 году грамота архиепископа Алексия разрешила устройство правого придела Рождества Богородицы. В 1758 году разрешено устроить левый придел во имя Дмитрия, митрополита Ростовского. В 1781 году «советом архитектора» пристраиваются рундуки, настилается чугунный пол, обновляются росписи. В 1848 году здание покрыли железом. Ещё через четыре года не менее известная артель Смирнова и Тюрина, строителей Александро-Невского собора, поднимает своды тёплого храма и ставит новую колокольню.

При всех перестройках задача сохранения общего стиля первоначального холодного храма и более поздних приделов успешно решена мастерами. И даже позднейшая колокольня, отличная по стилю от четверика холодного храма, не вносит диссонанса в общую композицию. В истории вятской архитектуры Воскресенский собор занимает особое место ещё и потому, что сохранившиеся документы позволяют назвать десятки местных мастеров, принимавших участие в строительстве, — каменщиков, кирпичников, обжигальщиков извести, плотников, маляров, резчиков, позолотчиков, изографов.

Иконостас холодного храма четырёхъярусный, резной, позолоченный, расчленён резными колонками и карнизами, завершён пятью медальонами с коронами. Иконы праздничного, деисусного и пророческого рядов начала XVIII века писаны по старинным «лицевым» подлинникам темперой и являлись ценным памятником живописи: «Дмитрия Солунского» (конец XVII века), «Спаса Нерукотворного» (1-я половина XIX века), «Живоносный Источник», «Спасителя и Троицы», «Смоленская», «Чудеса Богослова», «Казанская» и ещё восемь икон начала XVIII века. Все иконы начала века написаны изографом хлыновцем А. П. Кузнецовым.

В 1921 году Воскресенский собор был обследован специалистами Наркомпроса, в ведении которого находились все музеи и памятники страны, А. А. Глазуновым и М. М. Денисовой. От имени Главмузея они приняли от общины верующих собор как памятник, имеющий историко-художественное значение, «в своё непосредственное заведование».

В 1935 году по инициативе президиума горсовета Воскресенский собор был исключён из списка памятников архитектуры «как сильно разрушенный», а в 1937 разобран. Сохранившаяся часть кирпича пошла на постройку гостиницы «Центральная».

Воскресенский собор, 1695 г. — начало XVIII в. (утрачен). http://www.archidesignfrom.ru

Адресная книга: ул. Ленина, 80

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.