Двухэтажный каменный дом секретаря Вятской провинциальной канцелярии Аверкия Ивановича Перминова построен после большого пожара 20 июля 1752 года (когда выгорел почти весь город) за три с лишним десятилетия до утверждения «регулярного» плана бывшего Хлынова. Поставленный неподалеку от торговой площади в самом начале древней Никитской улицы, он сегодня остается едва ли не единственной приметой древней планировки городского посада.

При всей своей древности по планировке помещений дом А.Перминова не повторяет традиционную трёх-частную планировку крестьянской избы; комнаты его этажей можно обойти последовательно по кругу. Однако в доме нет внутренних лестниц (они располагались в несох-ранившейся пристройке). Архаичны и некоторые конструктивные решения. Внутренние капитальные стены второго этажа местами поставлены на своды. Оконные проёмы узки и закрыты слюдяными окончинами. Потолки и стены жилых комнат обтянуты сукном, холстом, штофными обоями. На усадьбе дом поставлен с отступом от Никитской улицы: между ним и улицей двор, который назвали «передним».

Вторую часть усадьбы составлял хозяйственный или «задний» двор, а третью — обширный сад с яблонями и ягодными кустами, сбегающий по юго-восточному склону оврага к речке Засоре. Такой вид дом Перминова имел ещё в 1780-х годах. В 1781 году он принадлежал первому наместнику Степану Жихареву; выбывая из города в 1785 году, наместник продал его в казну «для проживания губернаторов». Однако губернаторы жили здесь недолго: слишком неудобным для жилья оказался дом. Была сделана попытка приспособить его к новым условиям, и в 1804 году Ф. М. Росляков составил проект перестройки, но губернаторы в этом доме уже не жили: для них был приобретён дом купцов Калининых.

В 1808 году пустовавший дом Перминова купил приказ общественного призрения для размещения в нем увечных, престарелых и малолетних сирот, а заодно и для задуманной суконной фабрики. Ее открыли, но вскоре нерентабельное производство пришлось закрыть. Дом побывал во владении городского головы Аршаулова, а потом был куплен для гимназии. Больше четверти века гимназия помещалась здесь, и дом то обрастал деревянными пристройками, то лишался их. В 1842 году городское общество купило его для своих нужд.

По проекту городского архитектора Э. К. Нюквиста в 1903 -1904 годах древний дом был перестроен и расширен за счет двух боковых трехэтажных пристроек, и в нём разместились ломбард и телефонная станция.

После муниципализации в 1918 году дом продан на правах аренды городской телефонной станции, находившейся здесь до 1930 года.
В 1935 году Комитет по охране памятников при ВЦИК предложил Кировскому горисполкому включить дом Аверкия Перминова (названный «воеводским домом») в список памятников архитектуры, находящихся под местной охраной.

В настоящее время второй этаж здания используется под жильё, первый — арендуют различные предприятия.

Дом А. И. Перминова, около 1755 г. http://www.archidesignfrom.ru

«Июля 20 дня 1752 года по полуночи в одиннадцатом часу» ударил колокол на Спасской башне Хлынова: рядом с речкой Засорой загорелся посадский дом. Быстро вспыхнули соседние дома. Как обычно бывает при большом пожаре в городе, поднялся сильный ветер. Вскоре загорелся Успенский Трифонов монастырь. Епископ Вятский Антоний так потом описывал бушевавшую огненную стихию: «От силного пожару (от коего оной монастырь был всячески защищаем, токмо за усилившимся вскоре превеликим огнем и жаром и учинившеюся презелною бурею никак спастися не мог) вначале стоящая поблизости от того пожару монастырская деревянная в заборах ограда и кузницы, а потом… сараи кирпишныя, квасная и харчевная поварни, столярна, четыре анбара с мукою, погреба и сушила… а потом настоятельския, казначейския и экономическия кельи.., а напоследок братския деревянныя кельи и святыя три церкви каменныя и с двумя болничными немалыми кельями, и на тех церквах главы, а на главах позлаченныя кресты, а внутрь церквей местныя с золотыми и серебряными оклады, каменьем и жемчугом святыя иконы и вверху иконостасы с паникадилами и всякая церковная утварь сгорели… да на колоколне болших и малых девять колоколов… от силного жару все растопились».

Уничтожив монастырь и его слободы, огонь перекинулся через овраг на Хлыновский кремль и посад. Сгорели многие деревянные дома, крыши каменных церквей и даже дубовые каменные связи в стенах Троицкого кафедрального собора.

Этот самый сильный за всю историю города пожар отразился на изменении характера дальнейшей застройки города. В частности, стали больше строить каменных домов. Одним из них был дом секретаря Вятской провинциальной канцелярии Аверкия Ивановича Перминова (возведен около 1755 года). Дом Перминова не был в то время единственным появившимся в Хлынове каменным домом, но до наших дней сохранился он один. Его адрес: улица Спасская, 10а.

Найти его можно, пройдя во двор т.н. Дома Чекистов на углу ул. Ленина и Герцена. Дом Перминова по отношению к современным улицам стоит наискосок, он поставлен по древней радиальной планировке города. Двухэтажный каменный дом с подвалом стоял на южной стороне старинной Никитской улицы, между нею и оврагом Засорой.

За свой долгий век дом неоднократно перестраивался и сейчас имеет далеко не первоначальный вид. Самые значительные изменения в облик дома внес ремонт 1904 года по проекту архитектора Э.К. Нюквиста: к зданию были пристроены два трехэтажных крыла, изменена внутренняя планировка второго этажа, возведена мансарда.

Потолки в доме на первом этаже сводчатые, толстые внутренние стены второго этажа при постройке дома были местами сдвинуты со стен первого и поставлены на своды. Старая планировка — анфиладная. Внутренней лестницы на второй этаж изначально не было, лестница помещалась снаружи, в деревянной пристройке.

При постройке для рустовки углов здания и декоративных деталей фасада была использована кукарская опока (известняк, добываемый близ слободы Кукарки, ныне — г.Советск Кировской обл.).

За два с полтиной века дом успел побывать в частной и казенной собственности, до 1917 года здесь помещались поочередно: квартира вятских губернаторов (1785-1801), суконная фабрика приказа общественного призрения (1808-1812), гимназия (1815-1840), батальонная кухня, канцелярия, общежитие возчиков пожарного обоза, сборный пункт новобранцев. полицейская часть, трактир и ломбард. Рядом шумел городской рынок.

После революции дом был национализирован, в нем разместилась телефонная станция, которая выехала отсюда после постройки Дома Связи в 1930 году. В 1935 году дом Перминова был включен в список памятников архитектуры, находящихся под местной охраной. Как памятник старинной городской застройки, дом Аверкия Перминова несомненно нуждается в реставрации.

Вятка. Дом Аверкия Перминова.  http://arch-heritage.livejournal.com

Как известно, средневековый Хлынов (Вятка) был деревянным городом. В работе А.А.Тица под названием «Русское каменное зодчество XVII века» на карте Российского государства был отмечен характер распространения каменного жилого зодчества в государстве Российском. И Вятская губерния была на ней большим белым пятном, тогда как во всех окружающих её городах (Нижнем Новгороде, Вологде, Казани, Ярославле и так далее) факт каменного строительства был известен. Но всё-таки и в Вятке были немногочисленные жилые дома из камня, которые не сохранились до нашего времени. Поэтому совершенно уникальным памятником каменного зодчества XVIII века на Вятке является дом Аверкия Перминова, который служил секретарем в Вятской канцелярии.

Его дом хоть и был в Вятке не единственным частным каменным строением, но до наших дней дожил лишь он один. До того как Вятка стала центром губернии, она как провинция входила в состав Казанской губернии и управлялась воеводой – правителем, которому подчинялась провинциальная канцелярия, во главе её стоял секретарь. Из документов известно, что секретарь Вятской провинциальной канцелярии (в просторечии воеводский секретарь) Аверкий Перминов злоупотреблял своим положением: отбирал имущество, брал взятки, за бесценок скупал или обманом отнимал крепостных людей. Архиерейский дом обращался в сенат и синод с просьбой отрешить Перминова от дел и содержать его под караулом. Доходы Перминова были немалые, он сумел построить каменный дом и обустроить одну из самых больших усадьб в Хлынове. По тем временам среди одноэтажной деревянной застройки дом Перминова казался «громадным и неуклюжим, один вид которого вызывал страх», подкреплённый, наверное, рассказами старожилов, что подручные воеводы пытали «воров» в его ныне засыпанном подвале, где якобы видели вделанные в потолок кольца «дыбы» и ниши в стенах «для жаровенных пыток».

Дом Аверкия Перминова. http://fromvyatka.ru

 

А.А. Спицын в 1881 году назвал его старым домом у Вознесенского моста, выделив как ориентир для отыскания остатков посадского вала, которые тогда ещё сумел разглядеть под «частью забора», отделявшего этот особняк от оврага и улицы.

В справочнике 1986 года дом назван одним из уникальных памят­ников вятского каменного зодчества. Всё верно.

Закрытый чарушинскими творениями, едва просма­триваемый с Герцена и Дрелевского стоит в глуби квартала едва ли не самый старый вятский дом. 240 лет ему. Это сколько же поколений сменилось? Правда, собственно старый дом — это лишь центральная часть здания. Теремные «боковушки» появились лишь в начале нашего века и стали своего рода подпорками для ветхих торцевых стен. Так спасали дом в дооктябрьские времена. Что ныне?

Упрятали с глаз долой, залили бетоном окна первого этажа да объявили в 1983 году памятником (успели-таки до лихих перестроечных времён!) местного значения. И вот совсем недавно возвели рядышком (с 1956 года квартал не знал строек!) «особняк»-«офис» с вывеской «Вятка-мост»…

По А. Г. Тинскому, дом воеводского секретаря «построен около 1755 года» после пожара 1752 г. Полагаю, тот страшный пожар не «дошёл» до перминовских владений, а лета строительства перминовских хором уточняют консисторские протоколы 1751 и 1758 гг. 

В.А. Любимов. Старая Вятка.

 

Адресная книга: ул. Спасская,10А

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.