Участком к северу от Московской дороги в XVIII веке владела купеческая семья Толмачевых. О купце Иване Григорьевиче Толмачеве (1699-1768) один из вятчан, А.Е.Рязанцев, вспоминал: «В старые времена было так: десять рублей были деньги; сто рублей составляли богатство; о тысяче рублей страшно было и подумать. А купец Толмачев имел пять тысяч рублей, по тем временам — несметная сумма!» Толмачев владел кожевенным заводом на речке Хлыновке, успешно торговал водкой. Его попечением была построена каменная Спасская церковь в селе Хлыновском. Для себя же в 1730-е годы Толмачев построил у Московской дороги каменный дом, один из первых в городе (дом был разобран в 1939 году при строительстве здания драмтеатра).

Дом Толмачева стоял наискосок ко всем домам, построенным позднее. В старину (до конца XVIII века) владельцы усадеб ставили дома по собственному усмотрению; чаще всего жилой дом помещался в глубине усадьбы, а вдоль улицы стоял забор. Позднее, с введением регулярного плана города, владельцы усадеб были обязаны ставить жилые дома строго по красной линии улицы. В 1863 году дом Толмачева был куплен купцом и меценатом Яковом Алексеевичем Прозоровым (1816-1881) и затем пожертвован им городу для богадельни. В 1895 году здесь был устроен приют для детей, а позднее — начальная школа имени Трепова. Верх здания при строительстве первого вятского водопровода (в 1899 году) был переделан под водонапорную башню. Театральная площадь — одно из самых высоких мест в городе, а старинные стены толмачевского дома толщиной в два метра позволили поместить наверху третий деревянный этаж с водонапорным баком. При этом каменные стены дома надстроили весьма оригинально — дом стал похож на старинную крепостную башню (проект выполнил губ.архитектор В.М.Дружинин). По той же причине (высокое место) над третьим этажом устроили пожарную каланчу.

Экскурсия по Театральной площади. http://tornado-84.livejournal.com

После застройки Хлебной площади амбарами и лавками по плану 1784 года на углу с Владимирской улицей оказался двухэтажный каменный дом старого строения, стоявший раньше у бывшей Московской дороги, начинающейся от Московской же башни посадского вала. Принадлежал он купцу и заводчику Ивану Григорьевичу Толмачёву. Люди называли его «старыми палатами Толмачёва». Палаты были высокими, хотя имели только один жилой этаж: на нижнем этаже за двойными железными дверьми в помещении без окон хозяин хранил свои припасы. Построен дом так, как строили избы из трёх клетей: холодная клеть — сени — тёплая изба. В северо-западной части дома были кухня и кладовая, в юго-восточной — две чистые комнаты. Пол в обоих этажах каменный. Окна (второго этажа) расставлены, на первый взгляд, без всякого порядка. Так получалось раньше, когда расположение окон определяла только внутренняя планировка помещений и желание хозяина-заказчика, а строителя ничуть не заботило впечатление, какое дом производил на прохожего: ещё не наступило то время, когда на фасаде появился ритмический ряд оконных проёмов. Окна скрыты в глубоких нишах, над которыми нависали трёхступенчатые арки-сандрики. Стены нижнего этажа сложены из большемерного кирпича; толщина их неоправданно велика и не диктуется ни необходимой прочностью, ни сохранением тепла.

И трёхчастный план, и композиция фасада, и конструкции здания позволяют утверждать, что перед нами на фотографии самый древний обывательский каменный дом в Вятке, памятник архитектуры начала XVIII века, к сожалению, разобранный после постройки драматического театра в 1939 году. Может быть, стоит, вскрыв асфальт двумя-тремя рядами красно-кирпичной кладки «поднять» фундаменты до уровня асфальта и тем сохранить память о древнем купеческом доме?

В 1863 году дом Толмачёва был куплен у потомков купцом первой гильдии и меценатом Я. А. Прозоровым и передан обществу для размещения в нём городской богадельни; в 1895 её сменил приют для детей бедных граждан города. Положение дома на самой высокой отметке тогдашней Вятки позволило, наростив стены, в 1899 году устроить помещение для водонапорного бака городского водопровода; годом позже над баком возвели и пожарную каланчу. В самом здании до революции размещалась начальная школа.

Вятка. Памятники и памятные места.

Еще совсем недавно на Театральной площади города Кирова, чуть впереди левого крыла театра стоял старинный двухэтажный дом с запрятанным в надстройку водонапорным баком и пожарной каланчой над ним. О том, что дом старинный, говорил большемерный кирпич, неритмичное положение окон второго этажа и их «ушастое» обрамление. Подтверждало такой вывод и положение дома, развернутого относительно направления современных улиц. После постройки здания драматического театра в 1939 году дом оказался на площади, и его снесли. Память о нем сохраняют лишь редкие фотографии да подробное описание при инвентаризации собственности городского общества 1895 года. Построил дом один из самых богатых вятских купцов XVIII века Иван Григорьевич Толмачев, род которого был известен в Хлынове с начала XVII века. Его основатели в первых двух поколениях Степанко и Савелий были толмачами-переводчиками и пушкарями. Иван Григорьевич, родившийся в 1706 году, в тридцать лет имел кожевенный завод в трех верстах от города, на речке Хлыновице, и довольно крупно торговал водкой — в 1747 году он продал в другие города 128 бочек! Торговые дела шли хорошо, и в 1758 году он взялся за постройку своим коштом каменной Спасской церкви в селе Хлыновском и построил ее — почти. Когда дело дошло до ее обустройства (в 1768 году), он не выдержал: иконостас и всю утварь устраивали уже на «кружечные деньги» всего населения. Для себя же в самом начале тридцатых годов он построил каменный дом за посадским валом, у начала старой Московской дороги, в каких-нибудь пятидесяти саженях от Московской башни. Позже, по плану 1784 года рядом отведено было место под торговую Хтебную площадь. Неожиданное соседство оказалось как нельзя более кстати, и уже его вдова построила рядом два хлебных амбара.

Из двух этажей дома жилым был только второй. Нижний этаж поначалу вовсе не имел окон и служил только для хранения запасов: кож, зерна, водки. Как и питейный дом в Старых кузницах, двумя поперечными стенами он был разделен на три части: справа и слева от сеней было по одной большой комнате (около ста и пятидесяти квадратных метров). «Окна небольшие, узкие, расположенные несимметрично, и, главное, стены такой неимоверной толщины, что, несомненно, свидетельствует о старине», — записывает в 1895 году в описи член городской управы Н. Бронников. Окна были расширены, а в первом этаже устроены вновь в конце XVIII или в начале XIX века. Толщина стен поражала не только Бронникова: внутренние стены, разделявшие дом на три части, в первом этаже имели толщину в 2 аршина 10 вершков — один метр восемьдесят шесть сантиметров. В 1879 году, когда дом принадлежал городу и в нем размещалась общественная богадельня, он был перестроен: планировка помещений изменена, все своды выломаны и заменены балочными перекрытиями, одна из капитальных стен на втором этаже разобрана, оба первоначальных дверных проема в наружных стенах заделаны и к дому сделана пристройка с лестничной клеткой и дополнительными подсобными помещениями. Эта перестройка не коснулась фасада; не тронули тогда и кирпичные полы первого этажа. Вторая перестройка была предпринята в 1899 году, когда заканчивалось устройство городского водопровода, на толстых капитальных стенах юго-восточной половины надстроили глухой третий этаж и установили на нем водонапорный бак, а затем и деревянную пожарную каланчу по проекту городского архитектора В. М. Дружинина. В первых двух этажах расположилась начальная «треповская» школа. На представлен дом И. Г. Толмачева с его первоначальным фасадом.

Тинский А.Г.

Адресная книга: ул. Московская, 37

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.