Дом Двойнишникова И.

0

По генеральному плану 1784 года город был разбит на регулярные кварталы. Предстояла большая работа по его перестройке в соответствии с новой городской сеткой. Каменные дома, возводимые на перекрёстках улиц, играли важную градостроительную роль, закрепляя новую структуру планировки.

Жилой дом на углу улиц Бутырской и Владимирской был построен купцом Двойнишниковым по проекту Ф. М. Рослякова в начале XIX столетия. Позднее большая усадьба с домом перешла к другим владельцам.

Небольшой двухэтажный кирпичный дом — пример рядовой застройки Вятки рубежа XVIII -XIX веков. Плоские уличные фасады одинаковы по композиции. Прямоугольные окна с замковыми камнями, ниши, простые профили карниза — немногочисленные декоративные детали скромного здания, представляющего собой типичный образец провинциального классицизма.

Дом И. Двойнишникова. http://archidesignfrom.ru

Знакомство с кварталом начнём с его самого старого дома на углу улиц Джона Маклина и Карла Маркса. Многим этот ныне расселённый дом помнится огромными бордовыми надписями на стенах, начертан­ными доведёнными до отчаяния жильцами: «Требуем сноса трущо­бы!»

По А.Г. Тинскому, здание было возведе­но мещанином Ионой Двойнишниковым (умер в 1818 г.). Видимо, в этом доме родились Ионины дочери Анна (стала женой основателя и владельца первого вятского пароходства А.С. Куклина) и Афа­насия (вышла за мещанина И. Рукавишникова и стала бабушкой художника А.А. Рылова). В середине прошлого века дом числился за наследниками штабс-ротмистра Егора Машковцева (умер в 1854 г.), деда известного искусствоведа. Видимо, это была не единственная недвижимость Машковцевых и они сдавали её в аренду. Так, в 1860-х годах домом, надворными постройками и большущим одворичным местом (52 сажени по Бутырской и столько же по Владимирской и церковной площади, или порядка двух третей квартала) заведовал чистопольский купец Ф.Ф. Россохин. Конечно, на аренду его подвигли не хоромы или обширные владения на окраине города. Просто здесь работал водочный завод.

Удивительно то, что завод этот располагался, можно сказать, под окнами дома причта Владимирской церкви, в двух шагах от самого храма. Что ж, и это можно понять. Проповеди о вреде пьянства, за­крытие кабаков на сельских церковных площадях — одна сторона. Богатые пожертвования от местных толстосумов — сторона другая. А «пьяные» деньги на Вятке водились всегда, и немалые. Так что и казне, и попам неплохо перепадало.

С 1871 г. дом закрепился за дочерью Е.П. Машковцева, надворной советницей Марьей Зерновой. В 1873 г. у неё квартировали братья Нурминские.

От Зёрновой дом перешёл слободскому купцу А.В. Герасимову — отцу известного музыканта-педагога. Заслуживает внимания объявление 1882 года «пиво-медо-варенного» завода этого купца о продаже «при заводе» «последней мартовской варки» пива всех сор­тов и мёда. Любопытны цены: от одного рубля 20 копеек за ведро (русское пиво в бочках) до шести рублей (пиво портер в бутылках). Ещё любопытней обязательство-просьба: «Неиспорченная посуда принимается обратно по той же цене, за которую отпущена».

В конце 1888 г. Герасимова сменила чиновница Н.В. Филимоно­ва. Видимо, тогда (или чуть позднее, при следующей хозяйке Кня­зевой) был ликвидирован здешний заводик, а обширный участок поделен на пять мелких. Наш угловой дом достался жене чиновника В.Н. Лупповой (с 1904 г.).

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Маклина, 1 / ул. Карла Маркса, 93

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.