Царёво-Константиновская церковь

0

22 февраля 1682 года посадские жители «били челом» Преосвященному Ионе «о разрешении им воздвигнуть» на Московской улице на «купленном ими месте -Огородниковском дворище» деревянную церковь во имя Святых Равноапостольных царей Константина и Елены. Церковь строилась и «обзаводилась утварью усердием и трудами дьячка хлыновского Богоявленского собора Фёдора Иванова Попова и приношениями благочестивых жертвователей». К приходу церкви были приписаны жители, вновь поселившиеся на концах Московской, Никитской и Морозовской улиц. В 1688 году церковь освятили, а через 8 лет, в 1696, она сгорела — ночью, «со всей утварью и имуществом». Вынести успели только «святые Евангелии и Животворящий крест, да остался ещё после пожара образ Знамения Пресвятой Богородицы, неизвестно кем спасённый от огня».

Каменную Царёво-Константиновскую церковь начали строить взамен сгоревшей деревянной в 1697 году — 19 февраля была получена храмозданная грамота, а 31 мая состоялась закладка здания. Строил церковь «своим коштом» крестьянин «Еаврила Петров» Машковцев, незадолго до этого переселившийся в град Хлынов из села Кстинино.

На работы он подрядил артель каменщиков — «Ивана Иванова сына Никонова, Тихона Родионова сына Чернятьева, Михаила Нефедьева сына Старкова, Исака Петрова сына Москвитинова со товарищи». В подряде указывалось, что за образец при строительстве следует взять только что выстроенную Спасскую церковь (ныне утрачена — разобрана после пожара 1752 года, а на её месте построен новый Спасский собор). Одновременно с этим подрядом известная хлыновская артель несла обязательства по строительству ещё нескольких вятских храмов, в частности, Воскресенского собора (утрачен) и Спасо-Преображеской церкви (современный адрес — Динамовский проезд, 6/9) в Хлынове. Выработанный артелью индивидуальный «архитектурный почерк» делает её постройки узнаваемыми. Возводимые мастерами храмы относились к так называемому трапезному типу церквей, для которого характерно существование кроме основного храма (холодной церкви) пристроенной с запада трапезной (отапливаемой тёплой церкви). В данном случае небольшой по размеру двусветный бесстолпный четверик холодного храма дополняли полукруглый в плане алтарь и прямоугольная трапезная, «нанизанные» на единую продольную ось восток-запад. Стены четверика делились колонками на три прясла, над колонками проходил широкий декоративный пояс. Завершал композицию стен ряд полукруглых кокошников (ложных закомар). Из множества кирпичных розеток, разнообразие которых определяла фантазия мастера, как в мозаике, «набирались» узоры наличников и поясов.

19 марта 1699 года состоялось освящение Царёвской церкви. В первой половине XVIII века храм получил каменную колокольню — её поставили на северозападном углу паперти.

В 1771 году здание решили перестроить: «церковь и колокольницу до нижних окон разобрать и вновь на том же фундаменте каменную о два апартамента в нижней оным великим царям Константину и Елене, а в верхнем во имя Знамение Пресвятыя Богородицы церкви построить». По ряду объективных причин задуманная перестройка одноэтажной церкви в двухэтажную не состоялась, но в какой-то степени здание расширили — за счёт пристроя с юга от трапезной нового придела. В 1772 году в этот придел перенесли существовавший в храме престол, и приступили к переустройству холодной церкви. Предписано было устроить над ней ярусное завершение по подобию хлыновской Владимирской церкви (утрачена). Контроль за ходом работ община возложила на избранного «строителем» купца Петра Романовича Злыгостева.

Исходя из известных на сегодня сведений, можно предварительно утверждать, что холодный храм в период переделки 1770-х годов был разобран до нижнего яруса окон, а затем надстроен в соответствии с «новым вкусом». Рельефный фасонный декор XVII века (его следы в настоящее время прсматриваются на фасаде алтаря — исследования Шуклина А. К.) стесали, заменив на профилированные элементы — рамочные «ушастые» наличники с полочками сандриков, широкие полосы раскрепованных над пилястрами карнизов. Новое завершение храма из двух последовательно уменьшающихся восьмериков на восьмиугольном постаменте развивало ввысь вертикальную ось фасадов, подчёркнутую циркульными полуглавиями над стенами здания. Объёмно-композиционное и декоративное решение храма соответствовали уже иному периоду вятской архитектуры. Именно этот ярусный храм, характерный для вятского зодчества середины XVIII столетия, сохранился до настоящего времени, утратив в 1930-е годы своё эффектное завершение.

15 июня 1778 года обновлённый холодный храм освятили в честь иконы «Знамения Пресвятой Богородицы», уцелевшей при пожаре 1696 года. С этого времени церковь официально стала называться Знаменской, но в народе продолжало бытовать её старое имя. Даже улицу, проложенную по западной границе церковной площади при регулярной перепланировке города назвали Царёво-Константиновской.
Трапезная и колокольня были переложены ещё раз в 1816-1818 годах. Работы по реконструкции храма велись по чертежам коллежского асессора Андрея Ивановича Шестакова. Кладку вёл опытный мастер из нижегородской губернии Фёдор Тюрин, который обязался «…окошки тёплой церкви (трапезной) обложить тёскою точно так же, как то сделано у холодной, равно над ними бровки, под кровлей карниз и над цоколем пояс».

При сооружении колокольни мастер должен был «непременно следовать фасадам архитекторским». При строительстве четырёхъярусной импозантной колокольни, несущей в своём художественном образе отголоски форм столичного барокко, был применен опочный камень: «на базы и капители колонн, на замки у слухов».

В тёплом храме после перестройки 1817 года существовало два придела: южный — Царёво-Константинов-ский, и северный — во имя Великомученицы Варвары.

Во 2-ой половине XIX века колокольня церкви служила каланчой 1-ой пожарной части. В советское время её верхние ярусы были разобраны.

Храм интересен не только в архитектурном отношении. В XIX веке церковь посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и А. И. Герцен, архитектор А. Л. Витберг. Будучи гимназистами, сюда приходили К. Э. Циолковский, В. М. Бехтерев, А. А. Спицын, Н. В. Рудницкий, А. Н. Бакулев. Здесь крестил своих детей фотограф С. А. Лобовиков — его дом стоял по-соседству. В кладку северного фасада церкви заложена белокаменная надгробная плита купца Москвитинова, представители рода которого на протяжении двух столетий вносили крупные пожертвования в церковную казну «на вечный упомин души своей». Здесь крестились художник А. И. Деньшин, мастерица дымковской игрушки А. А. Мезрина, в 1914 году венчался художник Н. Н. Румянцев. И ещё много-много вятчан, известных и неизвестных, стояли под сводами этой древней церкви.

Царёво-Константиновская церковь. http://www.archidesignfrom.ru

Адресная книга: ул. Свободы, 70

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.