Церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи

0

Двухэтажный корпус церковно-приходской школы поставлен по красной линии застройки улицы. Почти симметричное в плане здание с выступами ризалитов по центру главного и дворового фасадов перекрыто скатной кровлей. Теремок «тройного» слухового окна, продолживший плоскость ризалита, и столбики парапета с металлической фигурной решёткой усложняют объёмную композицию постройки. Вход в здание акцентирует козырёк на металлических ажурных кронштейнах. Развитая пластика фасадов выдержана в характерном для эклектики конца XIX — начала XX веков «кирпичном стиле».

Основу внутренней планировки составляет вытянутый по оси восток-запад коридор, по обеим сторонам которого размещаются классные комнаты.

В советское время двухклассная церковно-приходская школа была преобразована в школу № 9 (позднее № 24). Впоследствии общеобразовательную школу сменила спортивная, а в 1998 году — православная гимназия.

В этом здании с 1903 по 1960 год преподавала заслуженный учитель России А. Н.Тепляшина (1889- 1976).

Комплекс застройки площади Предтеченской церкви. http://www.archidesignfrom.ru

Появление в Вятке близ Иоанно-Предтеченской площади кирпичного здания градской двухклассной церковно-приходской школы, построенной в 1903 г. по проекту архитектора И. А. Чарушина, стало символом своего времени.

Решение о строительстве двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи было принято собранием духовенства, старост церквей и соборов г. Вятки и утверждено постановлением от 3 декабря 1900 г. Совершался сей шаг под сенью молитвенной благодарности Богу, «даровавшему Государю Императору Николаю II исцеление от тяжёлой болезни». Вятской градской двухклассной церковно-приходской школе предстояло выпускать учительниц деревенских школ грамоты и быть единственным учебным заведением города, которое готовило бы девочек из различных семей для поступления в гимназию.

Выполнение проекта необычной новой школы взял на себя архитектор-художник 1-го класса Иван Аполлонович Чарушин.

В разработке проекта двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи И. А. Чарушин опирался на типовые предложения, вносил свои коррективы. Кроме обязательного соблюдения нормативных правил, учреждённых министерством народного просвещения, регламентирующих перечень необходимых помещений, их параметры и вместимость, архитектор должен был прежде всего учитывать конкретную градостроительную ситуацию, характер ландшафта и окружающей застройки. Требование «Избежать близости школы от всего, что может мешать занятиям, угрожать здоровью учащихся или дурно влиять на их нравственность» – было выполнено: школа размещена в непосредственной близости к храму. А вот предписание «Располагать школу не при самой улице, но отступив в глубину сажени на две, три и более» – нарушено. В данном случае архитектор должен был подчиняться градостроительной ситуации и «выдерживать» красную линию улицы. И. А. Чарушин разместил здание школы в юго-восточной части предложенного участка как главный дом усадьбы, имевшей внутриквартальное планировочное развитие. В глубину двора, где находились служебные строения и сад, вёл восточный пограничный въезд. Его нарядные ворота и ограда, симметрично примкнувшая к дому с западной стороны, «закрепляли» красную линию улицы Пятницкой. Таким образом, в архитектурно-планировочном решении школьного комплекса архитектор повторил классический градостроительный принцип периметральной застройки соседней площади. Соответствуя ей своими габаритами и пропорциями, новое здание школы «архитектурным отголоском» площади включалось в «интерьерную» застройку улицы, поддерживая её масштаб и ритм, композиционно соединяя их в гармоничный архитектурный ансамбль.

19 сентября 1901 г. «Проект на постройку церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке» был представлен на 4-х графических листах. Он включал генеральный план места, главный фасад, планы нижнего и верхнего этажей, разрез по лестнице. Чертежи, выполненные в виртуозной графической технике с обозначением материалов конструкций, имеют авторскую подпись. Проект архитектора И. А. Чарушина был рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского губернского правления, подписан губернатором для исполнения.

24 сентября 1901 г. преосвященный Алексий II (Опоцкий) на заглавном листе проекта И. А. Чарушина начертал: «Благословляем приступить к устроению здания для церковной приходской школы по сему проекту. Алексий II Епископ Вятский и Слободской». Через три года при епископе Вятском и Слободском Никоне (Софийском) новую школу освятили. Строительство школьного здания велось очень быстро. Уже 18 апреля 1902 г. «Вятские губернские ведомости» сообщили, что кладка здания для женской приходской школы закончена: «Здание в архитектурном отношении очень красиво». 30 августа 1903 г. тот же источник уведомлял о том, что «завтра в воскресенье, в 12 час. дня будет совершено освящение здания двухклассной церковно-приходской школы, открываемой в память выздоровления Императора. Школа устроена на средства городских церквей и жителей г. Вятки». Освящение состоялось 31 августа 1903 г.

Двухэтажное здание школы проектировалось и строилось специально для учебной деятельности, как двухклассная церковно-приходская школа пансионного типа при церкви Иоанна Предтечи. У архитектора И. А. Чарушина было осмыслено и предусмотрено всё. Функциональное содержание находило отражение в логичном объемно-планировочном и конструктивном решениях, что в свою очередь определяло архитектурно-композиционные задачи, с которыми автор справился в свойственной ему деликатной и изысканной манере. В соответствии с нормами помещения подразделяются на две основные функциональные, горизонтально-зонированные группы: учебную и административно-хозяйственную. Первую группу составляют три классные и учительская комнаты, расположенные на втором этаже, вторую – жилые комнаты учащихся, квартиры учителей, технические и туалетные помещения, размещённые на первом этаже и в подвальной части здания. Объемно-пространственная композиция развивается по оси юг-север. Основные группы помещений объединяет рекреационный центр, представленный просторными вестибюлями первого и второго этажей, сообщающимися широкой открытой двухмаршевой лестницей. Лестница размещена в активно выступающем северном эркере. Парадный характер ей придают «покойный» ход за счёт небольшой высоты ступеней, широкая междуэтажная площадка с высоким северным окном, нарядные, кованые ограждения лестничных маршей и балкона верхнего вестибюля. На первом этаже с восточной стороны к центральному вестибюлю примыкает коридор, соединяющий квартиры учителей. Коридор имеет специальный тамбур, который объединил входы в подлестничную комнату сторожа, одноэтажную туалетную группу и выход в северном направлении на хозяйственный двор. С западной стороны на первом этаже к вестибюлю примыкают две жилые комнаты для учениц, объединённые широким арочным проёмом. Высота помещений первого этажа 3,84 м. Высота помещений второго этажа 4,48 м. На втором этаже располагаются три изолированные классные комнаты: две на пять окон и одна на восемь окон, правильно обращенных на юг, восток и запад. Физические параметры классов, их ориентация также соответствуют общегосударственным требованиям. Учительская комната занимает центральное место вестибюля второго этажа и обращена на юг большим парадным трехстворчатым окном. Интерьеры дополняют печи, стены завершают лепные многообломные карнизы. Высокие внутренние двери классов филенчатые и наполовину застеклённые (утрачены), что способствовало, вместе с высоким окном на лестничной площадке дополнительной инсоляции вестибюля.

В архитектурном решении равноценно разработанных западного, южного и восточного фасадов – сочетание классической тектонической ясности с активным использованием декоративных приёмов и средств «кирпичного» стиля. Северный фасад предельно лаконичен при полном отсутствии декора. Главный, южный фасад, в соответствии с министерскими требованиями, отличается «солидным», «особенным архитектурным решением». По классическому принципу второй этаж повышен, отделён от первого междуэтажным карнизом. Он парадно акцентирован пышным, венчающим карнизом, кирпичными столбиками парапета, «пронизанными» металлической решеткой. Небольшие размеры, ковровый рисунок рельефных деталей, их обилие и многозвучие в верхней части здания делают второй учебный этаж многозначительно главенствующим. В контрасте с парадным скромно решён первый хозяйственный этаж. Архитектурными средствами активно выделена входная группа в центральном ризалите (дверь, два фланкирующих узких окна, козырёк) и сам ризалит, увенчанный фронтоном с тремя малыми слуховыми окнами. Вход акцентирует металлический козырёк на узорчатых кронштейнах и парадная филенчатая дверь, украшенная накладной объёмной резьбой (утрачена).
Здание двухклассной церковно-приходской школы при церкви Иоанна Предтечи является одним из лучших образцов «кирпичного» стиля архитектора И. А. Чарушина.

Двухклассная церковно-приходская школа при церкви Иоанна Предтечи в г. Вятке. http://www.herzenlib.ru

Адресная книга: ул. Пятницкая, 9

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.