Вятская городская электростанция

20 декабря 1902 года городская дума приняла решение об устройстве в Вятке электростанции общего пользования. Была создана комиссия для осмотра Пермской электростанции и решения вопроса о возможности взять ее за образец. В начале января 1903 года комиссия подробно ознакомилась с устройством ГЭС в Перми и провела переговоры с ее заведующим инженером Болеславом Юлиановичем Геценом. В результате комиссия пришла к заключению, что в Вятке необходимо построить электростанцию по образцу Пермской, постоянного тока 500 вольт при трехпроводной системе.

Вятский городской голова Поскребышев провел переговоры с инженером Геценом о проектировании электростанции в Вятке и получил его согласие на участие в строительстве. На заседании городской думы было решено: строить ГЭС по типу Пермской; составление чертежей и смет и общее руководство работами поручить инженеру Гецену, назначив ему вознаграждение в 3 тысячи рублей. Предварительная общая стоимость работ была оценена в 100 тысяч рублей. Так как городская дума располагала лишь суммой в 10 тысяч рублей, то было принято решение провести заем у состоятельных граждан города Вятки. Деньги (под 6% годовых на 20 лет) выделила потомственная почетная гражданка Надежда Эдвиновна Савинцева. 26 марта городская дума утвердила договор и условия займа и установила плату за пользование электроэнергией: 27 копеек за кВтч — с 4 утра до 11 вечера, 15 копеек — в остальное время.

27 марта городская дума выделила участок под строительство здания ГЭС на углу улиц Спасской и Владимирской. Противникам размещения станции в центре города было дано заверение в хорошем архитектурном оформлении здания, что и было впоследствии выполнено. Проект фасадов здания электростанции с отделкой декоративным красным кирпичом был разработан архитектором Нюквистом, 17 апреля дума утвердила этот проект. Башня электростанции имела и функциональное значение — через нее поначалу выпускали провода.

9 мая была проведена торжественная церемония закладки здания. В мае месяце на стройплощадку было доставлено основное оборудование будущей станции: два паровых котла системы Шухова и две установки пародинамо мощностью 100 кВт с паровыми машинами системы Зульцера. Топливом для котлов служили дрова. Постройка здания и монтаж оборудования были осуществлены за полгода. 16 ноября состоялся пробный запуск машин, а 6 декабря произошло торжественное открытие и освящение электростанции.

Уже через три года после открытия вятской электростанции был поднят вопрос о ее расширении и установке нового оборудования. 6 октября 1906 года губернским по земским и городским делам присутствием было разрешено Вятской городской управе произвести заем в размере 60 тысяч рублей на расширение электростанции. В 1908 году к зданию электростанции был сделан пристрой, установлена третья машина пародинамо мощностью 240 кВт. В 1911 году смонтирован 4-й котел системы Шухова. В 1915 году установлен двигатель внутреннего сгорания. Мощность электростанции достигла 500 кВт, число абонентов выросло до 740. Электростанция приносила городской казне большие прибыли: в 1910 году — 36200 рублей, в 1912 — 45800 рублей.

В 1943 году в связи с переводом энергосистемы города Кирова на переменный ток потребителем ГЭС-1 остались только троллейбусные линии. В 1944 году паровые котлы и динамо-машины станции были демонтированы и отправлены в Белоруссию. Котельная стала источником теплоснабжения центра города Кирова. После ввода в действие тепломагистрали от ТЭЦ-1 до Театральной площади котельная ГЭС-1 была демонтирована. В 1957 году здание ГЭС-1 было надстроено для размещения отделов и служб Кировэнерго.

О старой городской электростанции напоминают сегодня только маленькие окна цокольного этажа, окна первого этажа с полукруглым завершением и мемориальная доска на фасаде здания. Во дворе электростанции на месте градирни было построено здание диспетчерской Кировэнерго.

Вятская городская электростанция. http://tornado-84.livejournal.com

Адресная книга: ул. Карла Маркса, 71

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.