Городская пожарная часть

Очевидно, сама специфика этого сооружения, издали напоминающего средневековую городскую ратушу, натолкнула автора проекта архитектора А. С. Андреева на мысль об использовании здесь мотивов романского зодчества. Нагляднее всего это заметно в решении каланчи: чёткое ярусное разделение, квадратная в плане форма всех ярусов, обработка углов лопатками и введение в карнизы очень характерных по своему «романскому» рисунку ар-катурных поясов. Жизненная важность пожарной службы как нельзя более проявилась в навеянной этим стилем немногословной строгости и какой-то внутренней собранности архитектурного решения здания.
Первоначально памятник представлял собой прямоугольный в плане двухэтажный объём с выходящей на главный фасад пятиярусной каланчой. Первый этаж служил для стоянки пожарных карет (теперь гараж), а на втором размещались другие службы пожарной части.
Интересно отметить наличие в декоре здания едва намеченной рустовки первого этажа и крупного руста на углах второго. Хотя этот приём заимствован совсем из другого стиля, тем не менее здесь он неплохо сочетается с основным лейтмотивом.
Перестройка здания с заменой деревянных перекрытий железобетонными производилась в 1913 году, а надстройка двух этажей выполнена в 1950-е годы.
Примечательно, что до сих пор, невзирая на многоэтажное строительство, каланча играет весьма заметную роль в силуэте исторической части города.
Городская пожарная часть, 1867 г. http://www.archidesignfrom.ru