Усадьба Жмакиных — один из интереснейших памятников архитектуры Вятки. Главный дом усадьбы более известен кировчанам как «Дом Витберга», хотя этот опальный архитектор и прожил в нём всего год из пяти лет своей вятской ссылки.

Усадьба расположена на углу улиц Дрелевского (бывшая Спасская) и Володарского (бывшая Никитская). Непосредственно перед её застройкой это место принадлежало купцу Василию Рязанцеву, который использовал его под покос. Под предлогом невыполнения указа от 7 июля 1775 года «Об установлении сроков постройки домов на вновь отведённых местах», участок был у В. Рязанцева отобран и передан под строительство каменного дома и двух деревянных на каменном фундаменте флигелей надворной советнице Вере Яковлевне Жмакиной. Это произошло 27 апреля 1814 года. Но через год заказчица изменила решение о постройке каменного дома, испросив разрешение на строительство деревянного на каменном фундаменте дома с двумя флигелями для размещения удельной конторы, управляемой её мужем.

Губернское управление своим указом от 30 июня 1815 года предложило губернскому архитектору «сочинить» для дома Жмакиной план и фасад по 2-й части утверждённых фасадов по № 69-М. К сожалению, чертежей плана и фасада в архивах найти не удалось. Остался только чертёж отвода участка, подписанный губернским архитектором Н. А. Андреевским, который незадолго до этого прибыл в город. До приезда в Вятку он уже имел 8 лет архитектурной практики — после окончания Академии художеств работал в Ижевске и Туринске.

Архитектор создаёт планировку усадьбы, уникальную для Вятки, хотя она часто применялась в обеих столицах. Главное здание усадьбы относится им вглубь участка на 15 саженей, а фланкирующие его флигели остаются на красной линии застройки улицы. Перед домом образуется парадный двор. Службы размещаются по задней границе участка. Это каретник, конюшня, баня и так далее. Между флигелями по замыслу архитектора должна быть металлическая решётка с двумя воротами. Под огороды земля на участке не отводится, зато северо-восточный угол его занимает старая берёзовая роща, а перед главным домом разбит сквер.

Такой принцип планировки Андреевский объясняет тем, что деревянное большое здание, поставленное по красной линии улицы напротив губернаторского дома, представляло бы для него пожарную опасность и совершенно закрыло бы вид из его окон. Эти прозаические причины послужили толчком для создания интересной архитектурной композиции. Кроме того, стоящий в отдалении деревянный дом с улицы выглядел как каменный и оштукатуренный (за счёт плотно пригнанной дощатой гладкой обшивки). Хотя каменной застройке в этой части города отдавалось предпочтение, строить из дерева было значительно дешевле.

Здания усадьбы дошли до нас далеко не в первоначальном виде. В результате реставрационных работ, проведённых на главном доме в 1987- 1988 годах, этот памятник является наиболее исследованным из гражданских объектов города. Исследования позволяют реконструировать облик дома на момент строительства. Проведённый анализ показал, что по объёмно-планировочному решению здание ближе всего к типовому проекту губернаторского дома архитектора А. Захарова (1803 год). У дома Жмакиной та же П-образная планировка, тот же шестиколонный портик, отстоящий от стены на небольшом расстоянии, декоративное решение цокольного этажа точно копирует образец (сейчас окна цокольного этажа растёсаны, а русты фасада заштукатурены). Дом Жмакиной несколько меньше по объёму, поэтому вместо полного третьего этажа — мезонин. Планировка же первого этажа в том и другом случае имела по две продольные и по две поперечные анфиладные оси. В доме меньшее число комнат: исключая две прихожие в крыльях, их — 7. В одной из них находится лестница на мезонин, в наборе остальных помещений обязательно должны были присутствовать зал, гостиная, столовая и кабинет. Первый этаж здания был явно парадным. В мезонине, скорее всего, помещались спальни. Цокольный этаж выполнял функции служебного: обычно там находились кухня, кладовка, помещения для прислуги.

В таком виде дом простоял до 1861 года. При этом он часто переходил из рук в руки. Уже через два года после постройки, в 1817 году, супруги Жмакины уехали, продав дом чиновнику Евсюкову, который в скором времени тоже покинул Вятку. Усадьба некоторое время оставалась бесхозной и была передана городской полиции. Здания ремонтируются и сдаются внаём. В 1836-1837 годах в доме проживает А. Л. Витберг с семьёй, в 1840-е годы — врач палаты государственных имуществ Н. В. Ионин, у которого бывал в гостях М. Е. Салтыков-Щедрин. В 1851 году дом покупает полковник Гудым Левкович — помощник командира внутреннего Вятского гарнизонного батальона, 3 мая 1851 года — полковник корпуса жандармов Н. Н. Андреев за 2000 рублей серебром, а 23 марта 1861 года Андреев продал дом вятской женской гимназии за 4500 рублей серебром (вместе с флигелями и всеми службами).

Начинается перестройка дома и флигелей под гимназию. Проект и смету составил архитектор Вятской строительной комиссии А. С. Андреев. Службы (каретник и амбар) разбираются и пристраиваются к флигелям с северной стороны, делая их в два раза длиннее. А главный дом становится прямоугольным в плане — пространство между крыльями в уровне цокольного и первого этажей застраивается. Закладываются некоторые окна. Крыльца перемещаются на торцы здания. Проект перестройки не найден, но сохранилась подробная смета.

Гимназия просуществовала в усадьбе до 1867 года. 30 июля 1869 усадьбу покупает уездное земство для размещения уездной земской управы. В 1914 году мезонин главного дома превращается в полный второй этаж. В это же время надстраивается второй этаж над западным флигелем.

После Октябрьской революции главный дом усадьбы занимали различные учреждения — последними были детский сад, заочный юридический институт, Дом творческих союзов. Флигели использовали под жильё.

В настоящее время здания усадьбы находятся в стадии очередной реконструкции.
Усадьба Жмакиных — один из старейших памятников гражданской архитектуры, выполненный из дерева.

Вятка. Памятники и памятные места.

Предметом политико-идеологических игр стал, полагаю, и этот уникальный памятник — деревянный особняк с колоннами. Взять хотя бы одно только его проименование, придуманное в наше фарисейское время, — дом Витберга. Да, Витберг жил здесь ровно год из пяти своих вятских лет. Но это при возрасте дома в 175 лет, при разломанных домах Леушиной и Аршаулова, где также жил зодчий…

А вспомнить ремонт дома! Спешили, торопились к 200-летию творца взорванного Александро-Невского собора. Даже команда главного городского архитектора вышла на субботник (о чём не преминуло дать зарисовку телевидение). А в это время городская прокуратура переправляла письма с просьбами защитить разрушаемые с ведома горархитектуры дома Ст. Халтурина, 23 (первая квартира Циол­ковских) и Труда, 31 (вятский приют народника В. Трощанского) в ту же горархитектуру для обычных казённых отписок…

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Спасская, 41А

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.