Дом и флигеля Рязанцева Ф. М.

0

К началу застройки города по «регулярному» плану древний и богатый род Рязанцевых, корни которого на Вятке можно было отыскать ещё в годы великого князя Ивана III Васильевича, владел обширным местом от Московской башни посада до древней Никитинской улицы. Его старейшина в то время Филат Рязанцев приходился прапраправнуком Фёдора Артемьевича, городового приказчика конца XVI века.

5 июля 1788 года для постройки плановых домов и флигелей Филату Рязанцеву было отведено сразу два места на южной стороне Московской улицы: первое — к западу от новой Никитинской, второе — восточнее её. Это второе место длиной 30 сажен по Московской и 39 сажен в глубину квартала через четыре года увеличили по улице на 10 сажен для постройки ещё одного флигеля «в симметрию первого». Каменный двухэтажный дом с мезонином (с южной стороны) и угловым деревянным флигелем был построен к 1792 году по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Начиная перестройку города по новому плану, он обратил особое внимание на Московскую улицу, соединявшую древний торг с новой торговой Хлебной площадью, где уже ставились хлебные амбары и лавки купцов Машковцевых, Колошиных, Ласкиных, Хохряковых. В 1791 году архитектор уже докладывал губернатору как складывается застройка: где прокладке улицы мешают старые дома, где сами застройщики не спешат выполнить непривычные требования о стилевом однообразии больших и малых, каменных и деревянных домов. Классицизм ещё только вступал на вятскую землю, и Московская улица оказалась его полигоном. Формирование усадьбы Рязанцева растянулось более чем на два десятилетия. В 1814 году из двух флигелей на флангах один оставался пока ещё деревянным, а второй, каменный, был готов только вчерне. Дом в центре до сих пор сохранил чёткий и ясный «росляковский» фасад, в то время единый для всей улицы.

После смерти Филата Михайловича усадьба перешла к его сыну Василию и долгие годы оставалась неразделённой собственностью многочисленных родственников. Лишь в 1891 году они составили «полюбовный раздельный акт» на всё имущество: бумажную фабрику, мукомольные мельницы, стекольный завод, деревни, пастбища и рыбные садки. Дом на Московской улице остался в собственности сыновей: Петра, Александра, Алексея и Василия. Последним владельцем (до 1915 года) был Арсений Атександрович Рязанцев. правнук строителя дома. 10 августа 1900 года в его доме открыл фортепьянный класс известный музыкальный педагог К. А. Герасимов. Через 10 лет здесь начал работать электротеатр (так называли тогда кинотеатры) «Модерн». На первом этаже, под электротеатром, в 1909 — 1911 годах помещалась первая в Вятке кофейная-столовая, превратившаяся затем в кафе. Электротеатр перешёл к другому владельцу, сменил название на «Миньон», а в 1912 году, не выдержав конкуренции, был закрыт. В 1912 — 1915 годах в доме Рязанцева находился музыкальный магазин Кокановича, затем открылся Железнодорожный клуб. В 1915 году владелец продал дом Вятскому союзу кредитных и ссудно-сберегательных товариществ, и в нём снова открылись кинематограф «Аполло» и кофейная-столовая под названием «Кавказ». В 1918 году бывший дом Рязанцевых муниципализирован. Оба флигеля в 1970-е годы снесены.

Вятка. Памятники и памятные места.

Первый и последний старый дом здесь значится по адресу: Коммуны 26. Увы, нет окружающих дом флигелей (место одного из них заняла прокуратура). Но дом хорош и сам по себе. Чувствуется старина, мощь, еще проглядываются исчезающие рисунки карниза. Не так уж много осталось у нас домов 18-го столетия, домов архитектора Филимона Рослякова. Правда, дом не объявлен памятником (не прокуратура ли помешала?), а памятен он не только возрастом. В 1870-е годы здесь, у купцов Рязанцевых, квартировал член окружного суда Николай Дмитриев — вне службы музыкант и композитор, некогда вместе с Николаем Рубинштейном восхитивший самого Берлиоза. Позднее (1900г.) здесь жил другой музыкант Константин Герасимов. А еще перед германской войной здесь работал едва ли не первый вятский кинотеатр «Модерн». За домом, можно сказать, пустырь с никогда не работающим фонтаном да громада АТС — этакое символическое надгробие умершей старой Вятки. Жаль бесследно уничтоженных домишек. Каждый из них столько мог порассказать…

Восточный флигель рязанцевского дома. В нем в 1870-х находилась фотография ссыльного поляка Бишевского. Исследователи революционного народничества так и не могут отыскать фотографию Марьи Павловны Четверговой. А подлинно известно, что она по полицейскому распоряжению снималась в 1878 году именно у Бишевского. А рядом работал еще один фотограф по фамилии Соколов, которого сменил Маслеников.

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Московская, 26

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.