Чарушин Дмитрий Яковлевич (1813-1900) — первый вятский художник — родился в городе Вятке в семье небогатого купца, потомственного иконописца (династия вятских иконописцев Чарушиных известна с 1770-х годов).
В 1837 году в Вятке открылась выставка «естественных и искусственных произведений», которая была приурочена к приезду наследника престола, великого князя Александга. На этой выставке А. И. Гепттен — занимавшийся её организацией и отбором экспонатов, поместил «Автопортрет с палитрой и кистями» Д. Я. Чарушина.

Эта работа молодого, художника-самоучки была замечена поэтом В. А. Жуковским, сопровождавшим в поездке наследника. По его просьбе обучением начинающего художника занялся отбывавший здесь ссылку архитектор А. Л. Витберг. С этого времени дальнейшая судьба Чарушина была тесно связана с жизнью и деятельностью этого замечательного русского архитектора и художника.
С 1837 по 1840 годы Д. Я. Чарушин под руководством Витберга пишет ряд работ, среди которых «Портрет В. А. Витберг», дочери архитектора, вошедший в историю русского искусства, как одно из лучших произведений провинциальной живописи конца 30-х годов XIX века.

Двухэтажный каменный дом на Казанской улице, в котором в 1855 — 1864 и 1875 — 1900 годах жил Чарушин, построен его братьями Павлом и Александром. Этот дом — памятник истории культуры, связанный со значительным периодом жизни и творчества художника, чьи портретные произведения характеризуют определенный этап в истории русского провинциального искусства XIX века. Из творческого наследия Д. Я. Чарушина шесть живописных работ и ряд академических рисунков хранятся в областном художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых.

Вятка. Памятники и памятные места.

Дом, в котором в 1855–1864 и 1875–1900 гг. жил вятский художник Дмитрий Яковлевич Чарушин (1813–1900) был построен его братьями Павлом и Александром около 1848 г. Дмитрий Чарушин родился в Вятке в семье небогатого купца, потомственного иконописца (династия вятских иконописцев Чарушиных известна с 1770-х гг.). Судьба Чарушина тесно связана с именами знаменитых вятских ссыльных — А. И. Герцена и А. Л. Витберга.

В 1837 г. в Вятке открылась выставка «естественных и искусственных произведений», которая была приурочена к приезду наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). На этой выставке А. И. Герцен, занимавшийся ее организацией и отбором экспонатов, поместил картину «Автопортрет» молодого художника-самоучки Д. Я. Чарушина. Эта работа была замечена поэтом В. А. Жуковским, сопровождавшим в поездке наследника, и самим Александром Николаевичем. По просьбе Жуковского обучением начинающего художника занялся архитектор А. Л. Витберг. С 1837 по 1840 г. Д. Я. Чарушин под руководством Витберга пишет ряд работ, среди которых «Портрет В. А. Витберг», дочери архитектора, вошедший в историю русского искусства как одно из лучших произведений провинциальной живописи конца 30-х годов XIX в.

Д. Я. Чарушин работал в области портретной живописи, целью всей его жизни было создание картины на присвоение звания академика. Он несколько раз представлял свои работы, но всякий раз получал отказ. Двадцать пять лет Чарушин писал автопортрет, который был его последней надеждой получить признание Академии художеств. Все это время художник существовал на средства, которые получал от квартир, сдавая верхний этаж своего дома на улице Казанской и половину нижнего. Дмитрий Яковлевич слыл человеком нелюдимым, не был женат и потомков не оставил, все свое время он уделял написанию автопортрета. Старожилы вспоминали, что Чарушин окружил себя только людьми искусства, а никого другого к себе не подпускал.

Художник Н. Румянцев писал, что «Дмитрий Яковлевич менялся с годами, менялся также портрет: на голове становились седыми волосы, седели они на портрете, блеск глаз уступал место мутной усталости, и на портрете мутнели глаза, губы бледнели… менялась вся его жизнь, и Дмитрий Яковлевич мог на портрете год за годом следить свое разрушение… Когда положили художника в гроб, тогда стоял подле гроба двойник в черной раме и также глядел серым взором, как при жизни смотрел сам художник. Двойник его пережил». История Чарушина чем-то напоминает известный роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Правда, в романе портрет старел вместо хозяина, а в случае с Дмитрием Яковлевичем его портрет состарился одновременно с ним.

Дмитрий Чарушин скончался у себя в доме в возрасте 87 лет, так и не дописав свой портрет, который старел вместе с ним и пережил Дмитрия Яковлевича. Сегодня работы Чарушина хранятся в Кировском областном художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых. Что касается дома Чарушина на Казанской, то долгое время в нем располагался военкомат Первомайского района. В последние годы здание является нежилым.

Дом Дмитрия Чарушина. http://vyatkawalks.ru

Адресная книга: ул. Казанская, 81А

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.