Дом и флигели усадьбы Зонова Д.Ф.

0

Дом, в котором провел детские годы художник Н. Н. Жуков

Начало застройки юго-западного угла на пересечении Орловской и Никитской улиц было положено постройкой крестьянкой Бабинцевой двухэтажного на каменном фундаменте дома по одному из примерных проектов. 5 февраля 1851 года Бабинцева продаёт дом купцу Дмитрию Лаптеву — это самые ранние (из имеющихся) документальные сведения о постройке. В 1860 — 1861 годах Д. Лаптев устраивает над домом мезонин на 2 «белых» покоя. А всего в это время в доме 7 жилых комнат: 4 — в нижнем этаже, и 3 — в верхнем. В череде последующих владельцев здания были сын Дмитрия Лаптева Игнатий, Е. В. Бехтерев, коллежский асессор А. С. Несмелое (с 1890), но основным застройщиком усадьбы стал купец Денис Фадеевич Зонов.

С начала XX века Д. Ф. Зонов непрерывно ведёт обустройство имения. В 1905 году он получает разрешение городской управы по представленному проекту построить новые деревянные службы и небольшой каменный корпус по южной границе участка, а так же каменный флигель по красной линии Никитской улицы и деревянный по красной линии Орловской. В 1907 году купец производит реконструкцию старого (углового) дома усадьбы — заменяет у него нижний деревянный этаж на каменный, сохраняя размеры в плане (5 на 6 саженей) и количество окон — по 5 с каждого из уличных фасадов. Последний этап строительства приходится на 1911 — 1916 годы, когда все постройки соединяются между собой, по южной границе строятся кирпичные склады, а к угловому дому делается западная пристройка. В этот период деревянные этажи главного дома получают новую обшивку, — и усадьба принимает почти тот вид, который имеет сейчас: это комплекс из разных объёмов, слитно расположенных на участке в виде буквы Г. основание которой находится на перекрёстке улиц (главный дом усадьбы).

Архитектура зданий усадьбы характерна для XIX начала XX века. Главный дом имеет простые рамочные наличники окон первого кирпичного этажа и достаточно богатую столярную отделку деревянных этажей, состоящую из наличников, пилястр и карнизов. Наличники столярной работы с элементами резьбы, имеют прямой сандрик на длинных кронштейнах и развитую подоконную часть, так же опирающуюся на небольшие кронштейны. В тимпане сандрика расположены резные стилизованные листья с цветком посередине. Западная пристройка к дому, очевидно, со временем видоизменилась, утратив первоначальное назначение веранды с балконом. Часть её окон заложена, а балкон превратился в крышу над выступающим каменным этажом. Балкон, находящийся с южной стороны дома, сохранился, и тонкие точёные балясины по-прежнему ограждают его. Он покоится на крыше полукаменного южного пристроя, который соединяет главное здание усадьбы с каменным трёхчастным объёмом двухэтажного флигеля. Архитектурное убранство центральной части флигеля состоит в основном из простых бровок над лучковыми окнами. Крайние части здания выстроены позднее, отделены от центральной лопатками и украшены, кроме бровок, подоконными карнизами с сухариками и прямоугольными ширинками под ними. В нарушение симметрии крайний южный пристрой дополнительно оформлен большим слуховым окном в кирпичном обрамлении. Далее по южной границе участка расположены каменные склады, превращенные после национализации в 1918 году в жильё. Их архитектура утилитарна.

Сохранившийся комплекс построек на бывшей усадьбе Д. Ф. Зонова характеризует определённый исторический этап застройки города. Внутренний двор усадьбы очень живописен: разнообразные объёмы строений под многоскатными крышами, кирпичные поверхности фасадов, перемежающиеся с деревянными и оштукатуренными вставками, навес на столбах в угловой части двора, — всё это кажется хаотичным нагромождением, и в то же время, так мило и так уютно, как это могло быть в старой дореволюционной Вятке, оставшейся только на фотографиях. Так что не случайно художник Н. Н. Жуков, проведший детство в этой усадьбе (семья Жуковых занимала второй этаж главного дома), сохранил о Вятке тёплые воспоминания.

Жуков Николай Николаевич (1906 -1973) — художник-график, народный художник СССР, лауреат Государственных премий СССР. Родился в Москве. В Вятскую губернию семья Жуковых переехала в 1910 году. В автобиографии «Прекрасное есть жизнь» Н. Н. Жуков писал: «Детство моё помню с города Вятки». В 1916 году отец был переведён по службе в Елец, и Жуковы покинули Вятку. С 1943 года и до последних дней жизни Н. Н. Жуков руководил студией военных художников имени М. Б. Грекова, направляя деятельность студийцев на создание произведений, рассказывающих о героических подвигах советских воинов, об их участии в обороне и защите Родины. Огромный вклад Жуков внёс в Ленинграду, создаваемую советскими живописцами, скульпторами и графиками. Над ленинской темой художник трудился более 30 лет. Жуков часто обращался к произведениям советских писателей и известен как превосходный иллюстратор. Важнейшее место в его творчестве занимают рисунки, изображающие детей. В 1964 году в Кировском областном художественном музее состоялась персональная выставка произведений народного художника СССР Николая Николаевича Жукова. На ней была организована встреча Жукова с кировчанами. В музее в настоящее время хранится 35 работ художника (13 из них — дарственные).

Вятка. Памятники и памятные места.

Адресная книга: ул. Володарского, 141

 

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.