Каменный двухэтажный дом, прямоугольный в плане. Сравнительно небольшие «камерные» размеры (в 5 окон на уличном фасаде) при строгом, но броском декоре и незатейливом окружении деревянных одноэтажных домов, один из которых уже снесён, делают здание запоминающимся. Судя по дате постройки, дом можно назвать одним из последних памятников вятского классицизма.

Нижний этаж рустован, над окнами замковые камни. Три центральных окна верхнего этажа в неглубоких арочных нишах, украшенных лепными медальонами с крестами-«четырёхлистниками». Крайние окна украшены треугольными сандриками. Симметрия уличного фасада подчёркнута небольшими боковыми ризалитами в одно окно.

Построен архитектором Г. Т. Пяткиным «на наследственном месте, вместо оставшегося от отца деревянного на низком каменном фундаменте наследственного дома» (чертежи разработаны в 1848). В 1873 году дом у наследников Пяткина приобрёл чиновник В. И. Фармаковский. Фар-маковские покинули Вятку в 1877 году. Тогда «имущество перешло жене надворного советника Варваре Ивановой Рыловой». Рыловы владели домом менее двух лет, и в начале 1880 года хозяином его стал земский агроном В. А. Шилегодский, наследники которого владели домом до Октябрьской революции и даже некоторое время после неё.

С домом связано немало замечательных имён.

Гаврила Тимофеев Пяткин (1801 — примерно 1871) — внук иконописца, учитель рисования в Яранском училище (до 1834), архитектор, титулярный советник.

Владимир Игнатьевич Фармаковский (1842 — примерно 1922) — юрист, педагог, автор нескольких справочных книг, отец Б. В. и М. В. Фармаковских, зять А. А. Попова.

Арсений Александрович Попов (1821 — 1884) — священник, ключарь Вятского кафедрального собора, духовный композитор, автор «Арсениева» словословия; привлекался по делу «чайковцев».

Борис Владимирович Фармаковский (1870 — 1928) -археолог, специалист по античной археологии, археологии Северного Причерноморья и античному искусству, член-корреспондент Академии наук (1914).

Мстислав Владимирович Фармаковский (1873-1946) — художник, критик, музейный работник, главный хранитель Русского музея. Парижский товарищ Н.Гумилева (1907).
Аркадий Александрович Рылов (1870 — 1939) — художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

Василий Азарьевич Шиллегодский (1836-1908) — агроном, земский деятель, либерал, сын известнейшего вятского протоиерея.

Вятка. Памятники и памятные места.

Красивый каменный дом (Энгельса, 20) построил в 1854 году внук иконописца, сам архитектор Гаврила Пяткин. В 1873 году дом приобрела семья педагога-юриста Владимира Игнатьевича Фармаховского. В 1878 году семья эта переберется в симбирск, где дружески сойдется с семьей Ильи Николаевича Ульянова. Главы семейств будут связаны общими заботами о народном просвящении, дети — общими играми, шалостями. Одним из самых экзотичных экспонатов музея Ленина а Москве считается «знаковая» записка, посланная Володей Ульяновым своему товарищу Мстиславу Фармаковскому в Ориенбург (туда из Симбирска переехали бывшие владельцы нашего дома). Ее до сих пор не расшифровали.

А мальчик Мстислав станет большим учёным, хранителем коллекций Русского музея, парижским другом К.Гумилева (будет иллюстрировать гумелевский рукописный журнал).

Еще один, столетней давности, маленький жилец этого дома, старшин Брат Мстислава Борис обессмертит себя не столько симбирским знакомством, сколько крупнейшими раскопками. Б.Фармаковскмй раскопал греческую Оливию, ваш покорный слуга «раскопал» фармаковские дома в Вятке. чтобы ваши «народные избранники» сносили-закапывали эти дома. В 1878 году дом Формаковских приобрела чиновница Варвара Рылова, а еще через три года владельцем его стала семья агронома Василия Азариевича Шиллегодского, Рыловы — это уже упомянутый музыкант Герман Александрович и его знаменитый брат художник, Аркадий. Кстати (продолжаем ленинскую тему), в достопамятном 37-м году А.Рылов получил Сталинскую премию за картину «Ленин в Разливе».

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Преображенская, 20

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.