Один из нарядных и выразительных жилых домов конца XIX столетия в городе принадлежал М. Э. Савинцевой. Поставлен по красной линии застройки Николаевской улицы недалеко от Александро-Невского собора.

Двухэтажное на подвалах кирпичное здание, перекрытое вальмовой кровлей, имеет сложный план. Из вестибюля, расположенного на поперечной оси, широкая парадная лестница из двух параллельных маршей, сливающихся на промежуточной площадке, ведёт наверх. Просторное фойе второго этажа открыто тремя арками в северный коридор. Организация внутреннего пространства дома, сочетающая черты анфиладной и коридорной систем, сохранилась без значительных изменений до сегодняшнего дня.

Главный фасад постройки привлекает внимание купечески пышным эклектичным убранством. Оконные проёмы, обрамлённые рамочными наличниками, объединены на втором этаже фигурной кирпичной тягой с замковыми камнями (над арочными перемычками окон) и «подвесками» (в простенках). Богатый надцокольный фриз, включающий узоры геометрического и растительного орнамента, двойной междуэтажный городчатый пояс и оригинальный карниз составляют горизонтальные членения плоскости стены. Лепные «полурозетки», помещённые в ниши под окнами, пластичные кронштейны, круглые нишки и тяги венчающего карниза неожиданно и изобретательно включены в декоративную композицию. Центр фасада подчёркнут сложным разорванным фронтоном, стилизованным под барокко, с лепным вензелем владельца. Отсутствие декора под центральными окнами второго этажа говорит о существовании здесь ранее либо балкона, либо какого-то навеса над входной группой, оформленной четырьмя каннелюрованными пилястрами ионического «ордера» с импостами в виде волют.

В несколько грузном, аляповатом, но торжественном и нарядном решении фасадов этого дома преобладают мотивы кирпичного стиля.

Вятка. Памятники и памятные места.

В 1881 г. на красной линии улицы Вознесенской практически напротив Александро-Невского собора появился двухэтажный особняк купца П. Ф. Савинцева. Долгое время помещения в доме сдавались в аренду, какие только учреждения и организации не располагались здесь. Например, в 1905 г. в доме были расквартированы казаки, а пять лет спустя сюда переехал лечебный кабинет врача С. П. Дубровина.

В 1918 г. дом был муниципализирован и вместо старых жильцов въехали в него люди новые, совершенно неожиданные для нашего скромного губернского города. В марте 1918 г. в Вятку были сосланы члены царской семьи: Сергей Михайлович – внук Николая I и сын великого князя Михаила Николаевича, генерал-инспектор русской артиллерии, трое сыновей великого князя Константина Константиновича –  князья Иоанн, Константин и Игорь, князь Владимир Палей, сербская принцесса Елена Петровна, супруга Иоанна Константиновича.  Последняя выделялась тем, что поехала в ссылку за своим мужем добровольно, подобно легендарным женам декабристов.

Почти месячная вынужденная вятская жизнь Романовых протекала именно в бывшем доме купцов Савинцевых, по удивительному повороту судьбы стоявшему на Николаевской (в честь последнего императора) улице напротив собора, построено в честь приезда в Вятку императора Александра I. Ссыльные были далеки от уныния, ощущая поддержку и сочувствие местного населения.  Князь Константин Константинович даже признавался: «Мы рады изгнанию. Узнали людей и жизнь, которую, к сожалению, не знали». А Игорь Константинович уже в Екатеринбурге говорил: «Я чувствую, что нам здесь жить не позволят. В Вятке к нам тоже хорошо относилось население».

Также существовала не лишенная оснований версия о том, что набожный Иоанн Константинович даже служил диаконом в вятских храмах. Историк А. В. Маркелов в ряде статей отмечал, что среди вещей, найденных у убитого князя Иоанна Константиновича, была также найдена, как говорится в описании «икона в медной оправе святителей Прокопия и Трифона». С большой долей уверенности можно предположить, что это был образ преподобного Трифона Вятского и блаженного Прокопия Вятского – святых Вятской земли, которая дала приют представителям династии Романовых.

Именно теплое отношение вятчан к членам царской семьи стало причиной стремительной высылки Романовых из города. 18 апреля на губернском съезде совета депутатов член фракции большевиков И. В. Попов потребовал выслать Романовых, так как «всем известно, что Вятка – это прогнивший мещанский город, где очень слабо развито революционное движение. Необходимо услать этих господ куда-нибудь подальше, где они были бы под надежной охраной рабочих штыков». 27 апреля Романовы были высланы в Екатеринбург, а потом, в мае, перевезены в Алапаевск.

Незадолго до трагедии Елена Петровна отправилась в Петроград хлопотать об освобождении мужа. Однако в Екатеринбурге она была задержана. В ночь с 17 на 18 июля Иоанна Константиновича и его родственников живыми сбросили в шахту под городом и забросали гранатами. Таким образом, в живых осталась лишь Елена Петровна, да и то благодаря тому, что в ее судьбу вмешались  сербское и норвежское посольства, под давлением которых ей разрешили выехать за границу. В нашу страну она больше никогда не возвращалась, а детей своих воспитывала вне русской культуры.

В доме же Савинцевых после вынужденного отъезда членов царской семьи расположился кожтрест, а чуть позже – вечерняя школа, работающая здесь до сих пор. 1 марта 2014 г. на доме была установлена памятная табличка о живших здесь с 5 по 30 апреля 1918 г. «алапаевских мучениках».

Дом Сербской принцессы. http://vyatkawalks.ru

Адресная книга: ул. Ленина, 105

 

Loading

1 комментарий для “Дом Савинцева П. Ф.

  1. Добрый день.
    У Вас в тексте неправильно указаны инициалы Савинцевой — М.Э..
    Савинцеву (ур. Больман) звали Надежда Эдвиновна, 08.02.1844 года рождения, отец Эдвин Александрович Больман, помощник провизора и надзиратель Вятской мужской гимназии,
    мать Анастасия Сергеевна Больман (ур. Неверова или Нефёдова).
    Это точно, я правнук Н.Э. Савинцевой.
    С уважение , Василий Казаринов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.