Александровский костёл

0

В 1892 году по ходатайству ссыльных поляков вятский губернатор А. Ф. Анисьин с санкции министра внут ренних дел разрешил местным католикам открыть молитвенный дом. Через два года для поляков представился удобный случай выстроить в Вятке каменную каплицу, посвятив её памяти умершего императора Александра III. С этой просьбой и обратились поляки к только что вступившему на престол царю. Ходатайство поддержал новый губернатор Ф. Ф. Трепов. Для каменного храма к 1895 году уже был куплен у домовладельца Сырнева земельный участок в 1 -й части города на углу улиц Копанской и Всехсвятской. Заведующий римско-католическим домом А. Л. Викарский позаботился и о проекте. Выполненный варшавским архитектором К. Войцеховским, проект на постройку каплицы был представлен в Строительное отделение Вятского губернского правления в январе 1896 года.

Отсутствие денежных средств не позволило сразу приступить к постройке храма. Попечители Вятского молитвенного дома стали собирать пожертвования не только по Вятской губернии, но и среди «народа Польского», на что потребовалось ещё два года. И только 17 июня 1899 года состоялась закладка костёла во имя Святого Александра и в память «государя-императора Александра III». Комитет по сооружению католического храма предложил руководить строительными работами молодому, но уже отлично зарекомендовавшему себя архитектору И. А. Чарушину.

Открытие костёла состоялось 31 августа 1903 года. Освящение храма совершал капеллан Владислав Островский, назначенный настоятелем вятского костёла. Из Перми прибыл капеллан Орлицкий, а среди переполнявших храм молящихся были особо почитаемые в городе люди. Службы в храме велись до 1933 года.

Храм с планом в виде латинского креста представляет собой однонефную постройку. Пониженная апсида и башни, фланкирующие портал, с металлическими крестами на лёгких «фонарях»-главках, открытая звонница над средокрестием сообщают пластичность объёмно-пространственному построению здания.

Декоративное решение фасадов эклектично. Доминирующие классицистические элементы органично соединены с формами барокко и романского зодчества. Кирпичная кладка гармонирует с белокаменными деталями. Фасады членятся пилястрами тосканского ордера. Стена между ними прорезана оконными проёмами в обрамлении наличников с «ушками». Аркатурно-колончатые пояса украшают башни. Скульптуры апостолов Петра и Павла помещены в нишах западного фасада, центральная часть которого выделена пилястровым портиком с треугольным фронтоном. Над входом в храм располагается окно-роза, в прошлом с цветными стеклами. Белокаменный архивольт, вписанный в композицию портала, образует высокую арочную нишу.

Внутри помещения перекрыты цилиндрическими сводами с глубокими распалубками стрельчатой формы над окнами. Система сводов укреплена подпружными арками, которые опираются на пристенные лопатки сложной в сечении формы. Пилястры, украшающие внешние стены здания, одновременно выполняют конструктивную задачу: играют роль выступов-контрфорсов, воспринимая распор сводов. Лепной декор из тяг различного профиля, проходящий по линиям карнизов, граням полуциркульных арок и рёбрам распалубок, алебастровые детали из лепестков цветов, стилизованных листьев, волют и розеток, тактично включённые во внутреннее оформление, придают интерьеру сдержанную красоту и благородство. В 1992 — 1994 годах здание отреставрировано (производство работ фирмы «АРСО»), и в нём устроен концертный зал органной музыки.

Вятка. Памятники и памятные места.

Адресная книга: ул. Дерендяева, 46

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.