В 1904 году вдова статского советника А. И. Князева продала часть принадлежащего ей имения по Бутырской улице дворянке Анне Ивановне Чежеговой. В первые годы XX века Чежегова стала владелицей и западной части обширного места на углу Владимирской и Бутырской улиц, некогда принадлежавшего дочери штаб-ротмистра Е. П. Машковцева Марии Егоровне Зерновой.

В 1905 году новая хозяйка получила разрешение городское управы на постройку по Бутырской улице двухэтажного полукаменного дома по представленному проекту. В следующем году он был построен, и хозяйка уже сдавала в аренду квартиру на втором этаже из шести комнат, с водопроводом, ванной и электрическим освещением.

Во дворе нового дома находилась прачечная. Не имея, видимо, других статей дохода, хозяйка сдавала в аренду и прачечную, и часть дома, а в начале 1918 года открыла частную начальную школу и вечерние курсы для взрослых.

После муниципализации в том же 1918 году дом Чежеговой был передан коллективу жильцов. Сейчас в здании размещается клиника.

Полукаменный двухэтажный дом — один из редких в Вятке примеров национально-романтического варианта архитектуры модерна. Прямоугольный в плане объём, дополненный со стороны дворового фасада лестничной клеткой, прост по очертаниям. Симметричный уличный фасад оживляют два боковых ризалита, оформленные в виде шатровых башенок со шпилями в завершении. Объёмы, перекрытые крутыми кровлями разной высоты, объединены в живописную композицию, которая имитирует образы праславянской древности. Симметричная в целом схема нарушена элементами асимметрии — различиями в силуэте и деталях башен, оформляющих фасад.

Выразителен контраст чёткого ритма и очертаний окон, украшенных рамочными наличниками с лепным орнаментом на первом этаже и глухой резьбой на втором, с криволинейными формами арочной «подковы», заключающей балкон западной башенки, прихотливыми очертаниями фигурных кронштейнов, воспроизводящих мотивы народной резьбы, и силуэтным рисунком чердачных окон в «неорусском вкусе».

Оригинальная стилизация форм народного искусства и приёмов, идущих от стиля модерн, органично слились в этом памятнике неоромантического направления, зародившегося в русской архитектуре на рубеже XIX — XX столетий.

Вятка. Памятники и памятные места.

Продолжим путь по Бутырской. Миновав неинтересную трёх­этажку, остановимся у следующего дома под № 3. Ныне его, после ремонта, на фоне ветшающей и разрушаемой старины, можно назвать красавцем. Лепнина, барельефная резьба и, главное, украшенная башенками-пирамидами крыша. Этакий терем-теремок, возведён­ный в 1907 году дворянкой Анной Чежеговой на месте второго, одно­этажного флигеля усадьбы Князевой. Тут же во дворе и деревянная прачечная тех же времён (ныне что-то вроде сарая).

Рассуждая, уместно-неуместно было облицовывать цоколь терема мрамором, вспоминаю другие «башенные» дома. Дом Н.В. Николь­ского по другую сторону оврага, на Владимирской. Разрушен в кон­це 1970-х, высвободил место для каменной стены против бывшего горисполкома. Дом купца-драматурга А.П. Вершинина близ угла Владимирской и Преображенской (Энгельса). Разломан чуть позднее, на его месте — одна из многоэтажек (та, где кафе «Русский чай»). Дом совхоза «Декоративные культуры» на Ленина-Николаевской про­тив громады под № 20. Этот сохранился, но после пожара в начале 1980-х и последовавшего ремонта лишился всех «архитектурных излишеств». Что же осталось, какие старые «башенные» дома? — Вот этот, чежеговский, да в речном порту… Да может быть, что-то осталось к северу от моста через Вятку, в бывшем т. н. Заводском (Береговом) районе…

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Маклина, 3

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.