Вятская городская аптека № 2 известна многим кировчанам как «аптека Бермана». Именно он, купив у Фабера его одноэтажную деревянную аптеку в 1910 году, строит на её месте новое двухэтажное каменное здание того же назначения. Постройка закончена к 1917 году, а в 1918 уже национализирована и передана вятскому горздраву.

Здание размещается на остром углу пересечения улиц. С юга оно было сблокировано с полукаменным домом Хлебниковой, построенным в 1863 году, а с запада пристроено к одноэтажному деревянному дому. Сейчас оба дома уже снесены, а на их месте высятся современные каменные здания.

Проект на постройку аптеки в архивах пока не найден, автор не известен. Аптека Бермана — позднее произведение стиля модерн. Декоративное решение фасадов очень простое, хотя некоторые детали к нашему времени утрачены. Композиционным центром здания является небольшая по площади часть фасада — скошенный угол.

Волютообразные парапеты крыльца, хорошей столярной проработки дверь, навес над крыльцом (частично утрачен), лепные гирлянды в пространстве верхнего карниза и высокое слуховое окно в завершении, — все эти элементы служат оформлением скошенного угла.

Остальная часть декора, исключая карнизы, расположилась выше линии свеса кровли — это ещё одно каменное слуховое окно, декоративные каменные столбики брандмауэра и ещё четыре круглых слуховых окна (сейчас утрачены). Сложная крыша с переломом, обилие остеклённых слуховых окон предполагают хорошо освещенный используемый чердак. При строительстве здания использовался бетон — из монолитного бетона выполнены парапеты крыльца и междуэтажное перекрытие, а из сборных бетонных пустотелых блоков — верх стен и парапеты. В годы после революции появились надписи на фасадах: «аптека» — в парапетах крыши, и «2-я аптека» — по улице Горбачёва. На одной старой фотографии видна надпись по улице Ленина : «2-я аптека Вятского горздрава». В1995 -1997 годах проведена реконструкция этого здания. В интерьере торгового зала до закрытия аптеки на реконструкцию сохранялась дубовая, современная зданию, мебель — стеллажи для лекарств и прилавки.

Вятка. Памятники и памятные места.

Одним из домов, без которых нельзя представить современную улицу Ленина является здание аптеки на углу современных Ленина и Горбачева улиц.

Аптека в этом доме располагалась с конца XIX в., первым ее владельцем был провизор Юлий Фабер. С начала века XX аптека перешла во владение С. М. Кацнельсону. 22 октября 1905 г. черносотенцы устроили в Вятке погром, в этот день на улицах города происходило избиение всех лиц, которые считались разъяренной промонархически настроенной толпой причастными к революционной деятельности. В ходе этого масштабного черносотенного погрома в Вятке погибло 6 человек, все непричастные к какой-либо политической оппозиционной деятельности. Также была разгромлена наряду с несколькими другими зданиями в центре города аптека Кацнельсона. В 1907 г. сам аптекарь на суде рассказал, что накануне 22 октября слышал о готовящемся погроме и потому на 22-е хотел запереть с утра аптеку, но так как народу в городе было много и в аптеку приходило много покупателей, то решил продолжить работу.

Разрушенное здание аптеки в 1909 г. приобрел провизор Владимир (Вольдемар) Берман (1882 – 1918 гг.). Его биография к тому моменту была полна интересными и необычными эпизодами. Например, во время русско-японской войны Берман вместе с Вятским санитарным отрядом воевал с японцами, врачуя раненых в Сретенске. Помимо этого Берман имел творческое хобби – пел в любительском оперном театре. Вел Берман и активную общественную деятельность:  помогал вятчанам, обучающимся в высших учебных заведениях, состоял членом губернского попечительного комитета о тюрьмах, являлся членом церковного совета по постройке собственного культового здания для лютеранской общины, в которой сам  аптекарь состоял.

После возвращения с Дальнего Востока, летом 1908 года В. Г. Берман женился на Марии Александровне Либерман, и поступил в Московский университет на фармацевтические курсы. На месте старой аптеки Кацнельсона Берман в 1917 г. строит новое двухэтажное каменное здание того же назначения. Аптека Бермана является поздним произведением стиля модерн. Композиционным центром здания является небольшая по площади часть фасада – скошенный угол. Элемент декора здания, всегда выделявшего его из среды других  –  лепнинные украшения в виде звеньев разорванной цепи под карнизом.

После падения в России монархии для Бермана начались непростые времена: его аптечный бизнес так и не успел активно развиться, а сама аптека на Николаевской в 1918 г. была национализирована и передана вятскому горздраву. Сам же провизор Берман в сентябре 1918 г. был расстрелян большевиками. Причин у репрессий в отношении Бермана было несколько. Ряд авторов указывают, что свою роль сыграло, видимо, то, что родственник Бермана купец Спиридон Ситников часто встречался с князьями из дома Романовых, высланными в Вятку большевиками весной 1918 г. и активно помогал им. Ситников и Берман были расстреляны вместе. Известный вятский мемуарист А. А. Прозоров вспоминая этот эпизод, описывал Бермана как «молодого человека, вполне скромного, тихого», однако, как отмечал Александр Александрович,  родство с Ситниковым погубило аптекаря.

Также краеведы связывали расстрел Бермана с его околополитической деятельностью и независимой позицией по ряду острых вопросов. «Я толстовец, …не хочу одевать намордник. Как толстовец, я считаю, что ни с каким злом не надо бороться, жизнь сама покажет, какая программа и какой партии верна, и какое следует взять направление», – говорил Берман на допросе в ЧК. Отвечая на вопросы следователя, он достаточно искренне выразил свое отношение к происходящим событиям и политическим партиям: «…Скорее всего, я признал бы формой правления для России конституционную монархию… Но неограниченную монархию я не признаю, в этом отношении я схожусь с большевиками. Социальные реформы я признаю, но при постепенном проведении их. Я толстовец, в смысле непротивления злу, признаю только борьбу словом, но не крутые действия». Также Берман признавался в симпатии к партии кадетов, а про большевиков говорил лишь только то, что в их программе ему симпатичные тезисы «упрощения жизни» и уравнивания условий деятельности для всех категорий населения.

Несмотря на то, что Берман  имел удостоверение члена фармацевтической секции при Губернском комиссариате здравоохранения, являлся немецким подданным, находился под защитой германского правительства 10 сентября 1918 г. он был зачислен в списки кадетов, как кандидат на расстрел. Бывшее здание  его аптеки вошло в коммунальное владение № 93. Весь советский период времени в здании располагалась «2-ая аптека» – одна из самых известных в Кирове. В 1995 – 1997 гг. была  проведена реконструкция  здания, а аптека действует здесь по сей день, то есть уже более века занимая здание на углу двух старых вятских улиц.  Любопытно, что называется она сегодня  «Николаевской», сохраняя память о дореволюционном названии улицы.

«Вечная» аптека Бермана. http://kasanof.livejournal.com

Адресная книга: ул. Ленина, 81

 

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.