Дом и флигель усадьбы Леушиной З. X.

Дом Зиновии Харитоновым Леушиной исчез, не оставив после себя даже фотографии. Лишь на одном из старых снимков Московской улицы вдалеке можно увидеть возвышающийся над соседними домами бельведер. Это и есть дом Леушиной, третий по порядку на левой стороне, если идти от улицы Свободы к Театральной площади. Историки, краеведы, литераторы долго искали его. Это было важно потому, что в этом доме снимали квартиру А. И. Герцен и А. Л. Витберг. Об этом писал в своём дневнике ученик Витберга Д. Я. Чарушин.
Проект дома выполнил в 1831 году поручик строительного отряда А. С. Плесковский на основе «примерного» проекта № 60 из второго альбома архитекторов Сатарова и Руска. Дом на высоком каменном фундаменте — «на цокольном» этаже, отчего кажется выше чем на «примерном» проекте. Горизонтальные тяги между этажами да сандрики в виде полочек над всеми окнами деревянного этажа и мезонина — вот и весь декор этого уютного ампирного городского дома. Мезонин на три окна приподнят над общей крышей. В нём две жилые комнаты с входом из тёплой лестничной клетки в центре дома; южная комната с балконом. На втором этаже пять белых покоев, прихожая, кухня с русской печью.
На плане усадьбы, снятом с натуры архитектором А. Е. Тимофеевым в 1834 году, за год до появления в Вятке именитых квартирантов, показаны три жилых строения: дом, постройка которого тогда ещё не была закончена, флигель по красной линии квартала и очень небольшой флигель в глубине двора, всего на две комнаты, в которых в августе 1835 года поселилась семья Медведевых. За дворовым флигелем начинался сад.
А. И. Герцен и А. Л. Витберг жили в этом доме до конца 2-й половины марта 1836 года — до приезда в Вятку Евдокии Викторовны Витберг с двумя детьми.
Вятка. Памятники и памятные места.
Ближе к углу с Царёвской, т. е. прямо под АТС, располагалась усадьба чиновницы Леушиной. С ней связаны первые вятские месяцы Герцена и Витберга, в ней разворачивалась драма, живо описанная в XXI главе «Былого и дум». Через 40 лет леушинские владения приобрела мещанка Иванова, у которой поселилась семья котельничанина Андрея Спицына. Его сын Александр станет виднейшим вятским историком, крупнейшим археологом, вместе с архитектором Сусловым возглавит реставрационный совет Императорской археологической комиссии и через этот совет будет защищать вятскую старину от нарождающихся «спецов» и практичных попов, для которых сйова «удобства» и «польза» значили больше, чем «история» и «память». Лишь благодаря Спицыну (да уставшим от разрушительных трудов комиссарам) сохранилась в первозданном виде Макарьевская церковь. Не будь его резкого «нет!», Иван Чарушин ещё в 13-м году расширил бы её до неузнаваемости. Но поменялись времена. Уничтожены вятские храмы, на месте «спицынского» дома торчит холодная глыба, а через квартал — чарушинская гостиница, грузно воссевшая на останках Воскресенского собора…
В.А. Любимов. Старая Вятка.