Станкостроительный завод

0

7-й квартал бывшей Вятки — ныне приют самого центрального завода да несколько домов по прежней Спасской.

С завода и начнём, а именно с его нового кирпичного забора, доказательно объявляющего, что надежды на перенос этого пром. объекта куда-нибудь на окраину или за город похоронены. За забором — старые и поновей постройки, корпуса. У предприятия солидный возраст, отсчёт которого аж с 1874 года, когда при техническом училище (к училищным зданиям мы вскоре подойдем) появились мастерские, в которых затем земство наладило производство пожарных машин. В 1918 году мастерские были национализированы и названы чугунолитейным заводом. Название сменили ещё не один раз («Красный металлист», «Кировский металлист», просто «Металлист», наконец — станкостроительный завод), поменялась и продукция (ныне изготавливают деревообрабатывающие станки), и заводское окружение… Причем к последним переменам вовсю причастен сам завод. Имею в виду, прежде всего, снос Всехсвятской церкви.

Победившая власть крестьян и рабочих весной 1932 г. закрыла этот крестьянский храм и передала рабочим соседнего завода «Красный металлист» для клуба. Те разломали купола, пытаясь придать зданию соответственный клубный вид, а вот с новой крышей затянули и, можно сказать, загубили всё дело. Но, как посчитали, нет худа без добра: новый план-проект центрального ансамбля областного центра как раз предполагал чуть ли не прямо на месте алтаря возведение дома Советов.

Ну и завод без клуба не остался. Его разместили в одном из старых производственных помещений.

В.А. Любимов. Старая Вятка.

В 1872 г. губернское земство открыло в г.Вятке училище для распространения с/х и технических знаний и приготовления учителей. Для обучения воспитанников сельскому хозяйству и ремеслам при училище были созданы ферма и несколько мастерских. В 1874 г. в литейной мастерской было открыто производство пожарных труб и машин. Дело пошло очень хорошо, и училище вскоре сделалось поставщиком пожарных машин для всей Вятской губернии. Машины земство продавало сельским обществам на чрезвычайно выгодных условиях, с рассрочкой платежа и за пониженную плату. На 1 янв.1880 г. в уезды было разослано 1165 изготовленных в мастерской машин. Это были устройства с ручным насосом, позволявшие выбрасывать 8 ведер воды в минуту на расстояние 10 сажен.

В 1880 г. училище было преобразовано в реальное. Ферма и мастерские были закрыты, но мастерская пожарных машин была сохранена как очень успешная. Экстренное губ. земское собрание 11 мая 1880 г. постановило сохранить «мастерскую, существующую при закрываемом земском училище, изготовляющую пожарные машины, впредь до удовлетворения существующей в губернии потребности в пожарных машинах, с приданием этой мастерской независимого от училища устройства под заведывание управы». Поскольку в 1880 г. мастерская стала самостоятельным предприятием, то этот год и считается датой основания станкостроительного завода. В 1888 г. при мастерской была учреждена специальная ремесленная школа (Вятское земское ремесленное училище).

Пожарные машины, которые выпускали в Вятке в нач. ХХ века — это конные повозки с ручным насосом и цистерной (бочкой). Впрочем и в таких пожарных машинах в то время повсюду ощущалась нехватка. Вятское земство в этом деле настолько развернулось, что поставляло пожарные машины и в соседние губернии. На промышленных выставках вятские пожарные машины неоднократно награждались дипломами и медалями за качество.

К примеру, в 1899 г. «за счет обязательного страхового капитала мастерской пожарных машин губернского земства изготовлено 126 больших, 25 среднего размера и 50 малых заливных машин. Вместе с заготовленными в прежнее время в 1899 г. губ. управа располагала 132 большими, 25 средними и 156 малыми машинами. Из этого количества в течение года распределено по уездам для бесплатной раздачи крестьянскому населению 100 больших и 116 малых машин и 22 машины среднего размера. Кроме того, выдано бесплатно Котельническому вольному пожарному обществу и Яранской городской управе по две больших машины и продано 17 больших и 12 малых машин. Для исправления пожарных машин в селениях Вятской губернии в 1899 г. губернское земство содержало 11 постоянных мастеров и кроме того на летние месяцы нанимало временных мастеров» (Пам. книжка Вятской губ. на 1901 г. Вятка, 1900. С.114).

С 1901 года в мастерской освоили производство ручных молотилок и конных приводов, кроме того было открыто отделение ремонта пожарных и сельскохозяйственных машин. К 1909 году мастерская имела модельное, столярное, слесарное и токарное отделения, литейный цех, малярное отделение и кузницу. Был установлен локомобиль в 18 л.с. с газогенераторной установкой, оборудована лесопильная рама. В мастерской работало 60 человек. В 1911-1912 гг. земство построило здания новые здания для ремесленного училища и чугунолитейного цеха.

Надо отметить, что вятское земство снабжало крестьянские общества пожарным и сельскохозяйственным инвентарем, не стремясь извлекать на продаже большой прибыли. Пожарные машины и молотилки распределялись на льготных условиях путем долгосрочного кредита.

В 1913 году в мастерской числилось уже 84 работника. За год мастерская выпустила 332 пожарные машины, 33 молотилки и произвела ремонтных работ на сумму 25700 руб.. Вся продукция в цене составила сумму в 72200 рублей.
С 1926 года завод полностью переходит на выпуск оборудования для лесной промышленности.

Станкостроительный завод. Евгений. https://pastvu.com

 

Адресная книга: ул. Московская, 52

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.