Дома Лиханова

Квартал встречает невзрачной пятиэтажкой, видавшей в своих стенах (помимо, разумеется, квартир) и магазины, и бумаги Первомайского райотдела ЗАГС, и препараты кабинета лечебной косметики… Если же окунуться в середину прошлого века, то здесь, на углу, находилась усадьба неких Порфирьевых. Переустроенный порфирьевский дом как-то сохранился (ныне Энгельса, 11). Угловой флигель (некогда в нём раскошеливало горожан питейное заведение купца П.Ф. Савинцова), подмятый нашей пятиэтажной «хрущобой», можно высмотреть на старой открытке (Николаевская улица, № 137). Каменный двухэтажный флигель во дворе, снесённый лет десять назад, помнится и без старых снимков. Помню, даже не пожалел о его сносе…
Вот эти три постройки и составляли основную (жилую) недвижимость цехового С.А. Рукавишникова в последние предреволюционные годы. А с середины 1870-х до 1911 года недвижимость эта была за офицером М.И. Лихановым (вышел в отставку полковником) и его детьми. Лихановы интересны не только как предки детского писателя и ученого-электрохимика. С этой фамилией связано несколько весьма любопытных (даже, можно сказать, экзотичных) штрихов вятской провинциальной жизни.
Вот, к примеру, оценочная книга 1877 года отметила на лихановской усадьбе помимо самих хозяев семьи швейцарского подданного, часовщика и оптика Фердинанда Бибера и прусских кровей чиновника и фармацевта Фридриха Гейзе. Сразу два чужестранца (или исключительно чужестранцы) среди здешних постояльцев — странно. Все становится понятным, когда узнаёшь, что адъютант-поручик 56-го резервного батальона Михаил Иванов Лиханов в 1867 году в Вятском Александро-Невском соборе венчался с дочерью «мекленбургского фабриканта фарфоровых изделий» Карла Геберта Еленой.
Или вот газетное сообщение столетней давности об устройстве на лихановской усадьбе карусели, доставленной из Москвы и развлекавшей москвичей во время коронационных торжеств (короновали Николая II). В первый день Пасхи сбор с этой диковинки «достиг суммы до 250 р.». Карусель была разукрашена, вечерами освещалась «целым рядом лампочек». При ней постоянно играла шарманка.
А ещё через восемь лет, в августе 1905-го, газета рекламировала «вишневый сад полковника Лиханова», где продавали «вишни прямо с дерева». Невольная ассоциация с чеховской темой завершается голым асфальтированным двором с тремя коробками новых высоких домов. Нынешние Лопахины, давно переквалифицировавшись в госчиновников, повырубали столько старых дерев, наломали и ещё наломают столько дров…
И последняя «экзотика». В грозном 19-м в бывшем лихановском доме размещалось губернское бюро коммунистов-татар.
В.А. Любимов. Старая Вятка.