Дом Лихачева М.А.

Этот двухэтажный (надстроен на этаж относительно недавно) особняк был возведён в начале века дворянином М.А. Лихачёвым, в 1913 году приобретён и переустроен известным предпринимателем Т.Ф. Булычёвым для сына Николая. О старшем Булычёве написано и сказано немало, хотя далеко не всё. О его наследнике знаем гораздо-гораздо меньше. А потому воспользуюсь случаем и назову несколько штрихов-вех из биографии Булычёва-младшего, биографии, оборванной Октябрём (о послеоктябрьской его судьбе ничего не ведаю).
Родился в 1888 году. Учился в реальном училище (1903 г.). Женился рано, в 1909 году (венчание проходило в Александро-Невском соборе), на дочери купца С.П. Савинцова. Через этот брак Булычёвы породнились с местной купеческо-чиновнической интеллигенцией (Сунцовы, Ложкины, Рудницкие…). Поручался за молодых многократно упомянутый нами А.А. Прозоров. В свою очередь, Николай Булычёв был поручителем на свадьбе Н.П. Клобукова и З.Д. Абрамовой (1907 г.). В 1910 году у Т.Ф. Булычёва появился внук, названный в честь деда Тихоном, через год — второй внук Алексей. Уже в метриках 1902 года наш герой величается потомственным почётным гражданином. В 1914 году отмечен как староста Александро — Невского собора (так что хлопоты по празднованию 50-летия освящения этого витберговского памятника пали именно на него).
Красавца собора нет — дом ЦНТИ здравствует и привлекает изысканным опочным декором. И задает резонный вопрос: почему Булычёвы поселились именно здесь, а не где-нибудь в центре (кстати, к 1916 году они приобрели ещё и дом с флигелем на углу Спенчинской и Преображенской, и второй от угла дом по Спенчинской)?
Возможно, случайно. Хотя случайного ничего не бывает. Возможно, потому что в начале века Преображенская уже «упиралась» в Котласский вокзал и выходила на Гласисную-Петербургскую, которая вела ко второму вокзалу. Иначе, дом приобрели близ городских «ворот», что для торговца было немаловажно и выгодно.
Ещё два штриха. В 1914 году в доме старосты Александро-Невского собора собирался «кружок физического развития», а в 1917-м размещалось некое «общежитие служащих».
В.А. Любимов. Старая Вятка.