ул. Орловская (Коммунистическая)

0

Орловская — одна из трех городских улиц, которым посчастливилось в 1993 году вернуть свое родное, историческое наименование. Произошло это без пикетов и сбора подписей, спокойно и естественно. Как река, вышедшая в разлив из берегов, со временем возвращается в свое русло. И сегодня разве только сторожилы помнят, что в течение семидесяти лет эта улица называлась Коммунистической, а город Орлов, имя которого звучит ее названии, жил под фамилией Степана Халтурина — краснодеревщика, ставшего государственным преступником и террористом.

На плане губернской Вятки эта улица впервые появилась в 1812 году и являла собой южную границу города, за которой начинались пригородные слободки и села, и, махнув рукой на прощанье, убегал полями на юг старый Казанский тракт. Зимой — быстрый и веселый, летом — пыльный и тряский, а осенью и весной — никакой. Сколько экипажей промчалось по нему, сколько телег увязло в вятской глине, сколько судеб он видел за свою историю!

Особенно после того, когда торговый центр Вятки сместился именно в эту часть города — на Новую Хлебную площадь. Здесь, на Кикиморской горе, в первые дни сентября закипала Семеновская ярмарка, на которую тянулись обозы со всей Вятской губернии. Через улицу Орловскую в губернский город въезжали как жители пригородных сел Пасегово и Трехречье, так и более далеких, расположенных на современном Советском тракте сел Адышево, Коршик, Верхошижемье, слободы Кукарки (ныне Советска).

И все же улица получила название не Кукарской, а Орловской — по имени уездного города, стоявшего на Московской столбовой дороге. Там лежали не только сотни вятских сел, деревень и починков, но также Нижний Новгород, Москва и центральные губернии необъятной России. Ранее гости, переправившись через реку Вятку под Орловым, далее держали путь по Московскому тракту — через Быстрицу, Русское и Бахту и въезжали в Хлынов через Всехсвятскую слободку, за которой их встречала старая Хлебная площадь (ныне Театральная). Но, когда в первом десятилетии XIX века, торговля переместилась в южный конец города, на Семеновскую площадь, то обозы пришлось пустить в обход губернского центра, по старой Пасеговской дороге, которая выводила их на улицу Орловскую.

В дни ярмарки тихая и неприметная улица Орловская оживала, звенела колокольчиками, скрежетала сбруями, отворяла дворы для приехавших на ярмарку крестьян. Здесь судили и рядили, брали деньги в долг и возвращали долги, заключали сделки, сватали сыновей и дочерей за хозяйских детей, пусть небогатых, но городских и потому, как бы мы сказали ныне, перспективных. «Отвоевав» на ярмарке, обменяв зерно на городские товары и прикупив гостинцев для детей, крестьяне отправлялись домой — по уже знакомой нам Пасеговской дороге. Через два десятка верст, оставив за спиной губернский центр, крестьяне разъезжались — одни продолжали путь дальше на Кукарку, другие сворачивали на запад, к Орлову, чтобы там снова переправиться через Вятку и оказаться в родном Котельничском уезде, а то и дальше него. Но, откуда бы они не были родом, путь домой начинался с улицы Орловской.

Священник Александр Балыбердин, кандидат исторических наук

Орловская улица (9-я Советская линия) 11 июня 1923 года получила название Коммунистической. Орловской улица именовалась по Орловскому тракту (пути в уездный город Орлов), к которому улица выходила на западной границе города. В феврале 1993 года улице было возвращено старое название. Достопримечательностями улицы являются Серафимовская церковь, дом Кроткова (№15), дом бывшей почтово-телеграфной конторы (№17), усадьба купца Дениса Зонова (№44).

https://tornado-84.livejournal.com

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.