Загородный сад

«Загородный сад, иначе называемый бульваром, находится на городском выгоне. Здесь устроен воксал, где летом в праздничные дни бывают танцевальные вечера. Сад этот богат тенью и в летние жары есть прекрасное место для прогулки», — так представлен сад в Памятной книжке Вятской губернии 1873 года. Воксал (вокзал, от англ.Vouxhall) — в России в ХVIII и ХIХ вв. парковый павильон, где устраивались танцы, маскарады, концерты. Позднее в России слово вокзал стало общим названием для пассажирских станций на железных дорогах — скорее всего по примеру Павловского вокзала под С.-Петербургом, служившего одновременно ж/д станцией и увеселительным местом.

Несколько подробнее сад описан в сборнике «Столетие Вятской губернии»: «Загородный сад находится в 1-й версте от города, расчищен еще в 1821 году в лесу, в виде парка, при [губернаторе] Тюфяеве окончательно устроен. В нем при входе по правую и левую сторону ворот выстроены домики, внутри вокзал. Парк обнесен простой изгородью из жердей и занимает всего пространства 13 десятин 2162 кв.сажени». Как следует из этого сообщения, Загородный сад был участком обыкновенного для окрестностей Вятки елового и пихтового леса. Здесь при устройстве сада были прорублены просеки для аллей, по краям аллей посадили березы. Площадь Загородного сада составляла 15 гектаров (для сравнения: площадь занимающего ныне часть бывшего сада стадиона «Машиностроитель» — меньше 2 гектаров). Границы сада были примерно следующими: с востока на запад — от нынешнего Октябрьского проспекта до Машиностроительного переулка и улицы Загородной (в ее названии сохранился намек на сад), с севера на юг — от улицы Профсоюзной до улицы Мопра. Главный вход в сад помещался несколько севернее линии улицы Морозовской (Р.Люксембург), на месте главного корпуса авиационного техникума (Окт.пр-кт.,97). От главного входа на запад шла центральная аллея сада. Примерно на средине аллеи (и в центре сада) находилась большая поляна, от которой лучами расходились еще несколько аллей.

Участок леса для сада был выделен еще при губернаторе Добринском, но благоустройство сада свершилось благодаря указаниям губернатора Тюфяева (он же позаботился об украшении второго общественного сада в Вятке, Александровского). Как выглядел старинный вокзал в центре сада, в описаниях не сказано, — скорее всего это было скромное деревянное здание, даже возможно лужайка со скамьями, позднее здесь построили летний ресторан и эстраду. Солидных украшений (парадных ворот, решетки и беседок, как в Александровском саду) здесь не было. Поначалу на запад от сада (вниз по склону) открывался вид на долину реки Люльченки, поля и усадьбу Вятской духовной семинарии, но в конце ХIХ века между садом и речкой провели железную дорогу (на Котлас) и построили корпуса железнодорожных мастерских (сейчас — завод им.1 Мая). Как все ельники, сад был сумрачным: весной здесь долго не таял снег, а дождливой осенью стояла сырость. Впрочем в теплые летние дни сад вполне подходил для прогулок и пикников. Весной учителя вятских школ проводили здесь уроки естествознания.

Летний ресторан и открытая эстрада в Загородном саду, что запечатлены на известных открыточных видах, появились здесь в конце ХIХ века — об этом рассказывает в своих воспоминаниях адвокат Александр Прозоров. Павильон для ресторана и сцену в саду решил построить товарищ Прозорова по театральному делу — директор оркестра Вятского театра Павел Константинович Архипов (1854-1901). Заняв денег у Прозорова, Архипов активно занялся этим делом, довел его до конца, но вскоре скончался. Вдова его, ликвидируя семейные предприятия, павильон в Загородном саду продала городу.

Финал истории Загородного сада приходится на 1930-е годы. Конечно, в том что сад был уничтожен, злого умысла не было. Население города в это время быстро увеличивалось (с 73 тысяч в 1931 году до 144 тысяч человек в 1939-м), окраины и все свободные места в старых кварталах застраивались. Так и на месте Загородного сада появились жилые дома (поселок завода им.1 Мая). Частью это была индивидуальная застройка — обыкновенные избы, перевезенные из деревни в город. Рядом с небольшими частными домами строились бараки — целая вереница таких длинных одноэтажных бараков до сих пор стоит по Машиностроительному переулку (дома №13,15,17,19 и 21). В те же годы городскими архитекторами создавались проекты новых общественных садов и парков (Ботанического сада на месте Ахтырского кладбища, Центрального парка на берегу реки Вятки), но проекты эти так и остались на бумаге.

Вятка. Загородный сад. http://rodnaya-vyatka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.