Магазин Клабукова П. П.

В старой части города это, пожалуй, одно из самых роскошных и необычных по своему внешнему виду зданий. Выстроенное в духе романтического модерна, оно достаточно ярко отразило в своём образе сложное и противоречивое время начала XX века. Автором проекта был известный вятский архитектор И. А. Чарушин.

Здание расположено на перекрёстке улиц и имеет скругленную по наружной стороне форму плана. Плавно изгибаясь, восточная и южная части фасада словно текут навстречу друг другу, и в месте столкновения этих потоков рождается напряженный, упруго выгибающийся в верхней части центр всей объёмной композиции сооружения.

Ритмика членения боковых сторон кирпичными лопатками здесь прерывается, и всю угловую плоскость занимают полосы оконных и застеклённых дверных проёмов. Вертикальная разбивка фасада подчёркивается всей пластикой декоративного оформления, тогда как его горизонтальное членение лишь едва намечено.

Широкие, а на нижнем этаже и огромные по высоте окна в значительной степени дематериализуют кирпичную массу наружной стены и зрительно облегчают весь объём. А использование в декорировке белого камня ещё более усиливает этот эффект, превращая плоскость стены в совершенно нейтральный и поначалу даже не воспринимаемый фон.

Пластическое напряжение декоративных элементов, их количество и сложность возрастают по мере увеличения высоты. Они словно стремятся вытянуть здание вверх.

Магазин П. П. Клабукова, 1909 г. http://www.archidesignfrom.ru

На перекрестке с ул.Казанской выделяется здание, которое ныне занимает областной колледж музыкального искусства имени И.В. Казенина. Изначально здание построено для универсального магазина купца Петра Павловича Клобукова (1873-1944) по проекту губернского архитектора И.А. Чарушина в 1909-1910 гг. Сохранилось немало старинных фотографий здания, его респектабельный облик сразу приглянулся вятским фотографам.

Корпус торговых лавок постройки 1799 года (арх. Росляков), находившийся на месте здания универсального магазина, был разобран, но и в новой постройке Чарушин использовал полукруглую планировку. Так новое здание удачно вписалось в облик старинного торгового перекрестка. Двухэтажное здание (магазин братьев Сунцовых) слева от полукруглого корпуса лавок было сохранено и встроено в новое здание.

Внешний облик дома сохранился до нашего времени без существенных изменений. Стерты были надписи с названием магазина и рекламой товаров («шелкъ», «полотно», «бархатъ») в филенках между вторым и третьим этажом, но и их след можно разглядеть внимательно присмотревшись. Центральный вход в здание с парадной лестницей на второй и третий этаж сегодня не используется.

Вятка. Улица Спасская. Часть 1-я. http://tornado-84.livejournal.com

Интереснейший памятник вятского модерна — это бывший магазин Петра Клобукова, построенный в 1910 году по проекту И.А. Чарушина на месте опять-таки старых, «росляковских» лавок. Да, ломали старину и тогда… Только взамен возводили далеко не серые, холодные «коробки». Так что клобуковский магазин законно стал достопримечательностью города. Его фотография впечат­ляюще красовалась даже в «Уральском торгово-промышленном адрес-календаре» (издавался в Перми), на него ссылались владельцы соседних магазинчиков в печатной рекламе («Игольные и галанте­рейные товары Ивана Федоровича Ухова в Вятке. Казанская улица наискось Спасского собора рядом с магазином П.П. Клобукова»). Сам архитектор, возлюбив своё детище, повторил его, сообразно времени и требованиям заказа, в помпезной Центральной гостинице и сером («чекистском») доме на углу Ленина и Герцена.

Внешнее благолепие клобуковского магазина-дворца, наверняка, соответствовало и его внутреннему содержанию. Потому так хочется традиционно воскликнуть: «Чего здесь только не было!» Что ж, из на­шего скудного на товары времени даже заурядная лавка предвоенной (до августа 1914-го) Вятки покажется полной чудес. Но на фасаде здания, под окнами верхнего этажа (как своего рода реклама и одно­временно декор), были написаны-вылеплены названия самых обыч­ных, самых ходовых вещей. Запомнилось слово «ХЛЬВЪ». Видимо, по причине имевшихся в слове упразднённых «ять» и «ер».

Ныне этих надписей нет. Во время какого-то ремонта их просто замазали. Возможно, это было связано как раз с перемещением сюда училища искусств. Ибо, по законам самодурной чиновничьей логики (а при Советах культура всегда была под чиновничьим каблуком), старая клобуковская реклама только карикатурила новое учрежде­ние. Как бы там ни было, получилось почти как в старом анекдоте: хлеба давно нет — а пролетарии всё ещё соединяются…

В.А. Любимов. Старая Вятка.

Адресная книга: ул. Спасская, 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.